Четверг, 25 апреля, 2024

Черно-белое «кино» длиною в жизнь. Пригласительный билет

Сын И. Квача Андрей Майоров и Марина Гридяева на открытии выставки.

В областном краеведческом музее демонстрируется выставка «В объективе – Сахалин послевоенный…», посвященная 70-летию образования региона в его нынешних границах.

Она знакомит с коллекцией фотографий и личных предметов Ивана Квача. Уроженец Приморья, он в годы Великой Отечественной войны как фотограф политотдела 107-й отдельной стрелковой бригады прошел боевой путь до Кенигсберга. В августе 1945-го в составе 97-й дивизии участвовал в боях в Маньчжурии. А в 1946 и 1948 годах в качестве фотографа побывал в научно-исследовательских экспедициях на Курильских островах, откуда привез множество сюжетов и сотни уникальных кадров. Некоторые из них впервые демонстрируются на Сахалине, как и фронтовые письма фотокорреспондента, снимки и негативы из Восточной Пруссии и Маньчжурии.

Авторами неординарной выставки стали научные сотрудники отдела истории Игорь Самарин, Ольга Шубина и другие работники музея. Они подготовили несколько экспозиционных комплексов. Первые рассказывают о личности и боевом пути И. Квача. Среди экспонатов – подлинный «Трудовой список» (предшественник трудовой книжки), красноармейская книжка 1930-х годов, фронтовые письма с миниатюрными позитивами-«контрольками» (Квач печатал их контактным способом с негативов). Любящий сын, он почти еженедельно писал маме в затишье между боями и сопровождал свои весточки мини-кадрами разрушенных домов Кенигсберга, искореженной немецкой техники… Качество изображений очень хорошее даже спустя 70 лет. По ним можно проследить боевой путь фотокорреспондента по Восточной Пруссии и Маньчжурии. Из Харбина он также присылал изображения китайских деревень, танков, техники на марше, эпизоды боевых действий. Распечатки нескольких кадров представлены в экспозиции.

Особый интерес у посетителей выставки вызывают фотопринадлежности Квача. Он использовал их для проявки и печати пленок и снимков. Эти реликвии бережно хранятся в семьях сыновей Андрея и Сергея Майоровых. Они приезжали на открытие выставки, чтобы подробнее рассказать о личности отца, в судьбе которого яркий след оставил Сахалин. Здесь семья прожила несколько лет, прежде чем вернулась во Владивосток.

– Папа по профессии был агрохимиком-рисоводом, – рассказал Андрей. – Окончив сельскохозяйственный техникум, он десять лет месил рисовые чеки в Приморье. До установления Советской власти там такую зерновую культуру не выращивали, все было внове. Но началась война, и в декабре 1941-го отец, приняв присягу, стал старшиной и военным фотокорреспондентом. Он овладел технологией полевой фотографии. А помогали ему смекалка, самодельные приспособления и эксперименты. Отец часто говорил: фотодело на фронте спасло ему жизнь и пригодилось в мирное время в научных экспедициях Русского географического общества, в работе на сельскохозяйственной опытной станции Южно-Сахалинска.

Папа был первым пчеловодом на острове, увлекался садоводством и разведением гумми. Семена этой плодовой культуры рассылал по Советскому Союзу и в ответ получал письма-благодарности. Вот уже 40 лет минуло, как окончился жизненный путь отца. Но нам приятно, что его помнят на острове, что здесь ценят его труд, связанный с целой эпохой.

Марина Цветаева пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…». Эта строка словно и про фотохронику Квача. Через семь десятилетий «пришел черед» показать людям 75 его уникальных фотопленок, считавшихся утраченными. По счастливой случайности во Владивостоке, в архиве общества изучения Амурского края, их обнаружила ведущий советник министерства культуры и архивного дела Сахалинской области кандидат исторических наук Марина Гридяева. Часть редких, нигде не публиковавшихся кадров в 2016 году вошла в фотоальбом «По земле тысячи островов». Эта книга составителя Гридяевой и ее коллег-архивистов получила высокие награды на различных издательских конкурсах.

– Первыми работами Квача, с которыми я ознакомилась, были снимки к материалам Курильской научно-исследовательской экспедиции 1948 года, – рассказала исследователь. – Вторая встреча с его фотоколлекцией произошла, когда областной государственный исторический архив принял на хранение более 300 негативов по истории сельского хозяйства региона середины 1950-х – начала 1960-х годов. Это результат работы Квача на опытной станции. Радостной неожиданностью стало для меня и знакомство с сыновьями Ивана Степановича – Андреем и Сергеем. С 2015 года завязалась переписка, и вот состоялась желанная встреча на открытии выставки.

Марина Гридяева подарила братьям Майоровым альбомы «По земле тысячи островов» и копии двух писем. Она обнаружила их в архиве Российской академии наук. Одно послание Иван Квач направлял бывшему директору Сахалинской научно-исследовательской базы академику Миронову, с которым работал. Другое письмо тому же адресату содержало отзыв одного из коллег о Кваче. Там такие строки: «Иван Степанович по натуре очень застенчивый, нелюдимый, но имеет богатую натуру и честную душу, любит людей, очень добросовестно относится к работе, просто виртуоз своего дела».

Сотрудники главного краеведческого музея области всегда творчески подходят к организации выставок, детально продумывают их концепции, приглашают интересных гостей. На этот раз впечатлениями о жизни на послевоенном Сахалине поделились сестры Валентина Прокопьевна Салова и Елена Прокопьевна Кириенко. В 1946 году подростками вместе с мамой и отцом-фронтовиком, освобождавшим Сахалин, они прибыли в Тоехару в числе первых переселенцев. Сестры рассказали, как японцы и русские находили общий язык, осваивали новый уклад жизни, старались понять и принять особенности чужой культуры.

Для оформления инсталляции выставки сестры принесли домашние реликвии – подлинные чемоданы переселенцев (такие саквояжи заменяли жильцам комоды, тумбочки, стулья, служили спальным местом для гостей), швейную машинку «Зингер», семейные снимки и вещи отца – Прокопа Артемова. (Он работал в военизированной части и погиб в 1959 году, спасая от огня одно из японских зданий). Несмотря на то, что эти предметы и не имеют прямого отношения к герою выставки, они дают представление о времени, когда под одной крышей жили русские и японцы.

По мнению заместителя директора музея Виктора Щеглова, в ту пору на островах ломались привычные монокультурные образы жизни, выстраивались новые взаимоотношения между представителями разных народов, менялись устои, законы, границы, деньги… Ценно, что Квач с присущим ему профессионализмом и мастерством сделал временной срез этого периода, который историкам и исследователям еще предстоит как следует изучить.

Выставка знакомит и с фотокухней Квача – его фотоаппаратами, ящиком японского производства, применявшимся для проявки пластин на стекле, действующей широкоформатной кинокамерой американского производства, трофейной немецкой кадрирующей рамкой… Но, пожалуй, более всего впечатляет самодельная полевая фотолаборатория, разместившаяся в футляре граммофона. В нее ставились кюветы с реактивами, и можно было печатать негативы, используя в качестве светового источника солнечные лучи или фару автомобиля. Эта «волшебная» коробочка с рукавами от телогрейки также позволяла фотографу вслепую перезаряжать кассеты.

– Более скрупулезного человека, чем Квач, среди фотографов я не видел,– поделился воспоминаниями Игорь Самарин. – В 1980-х годах мне довелось работать с ним в одной фотолаборатории на сельскохозяйственной опытной станции. Меня удивляло, что каждый кадр на пленке он фиксировал, к каждому прилагал лист с указанием даты, объекта съемки, небольшие заметки, а в самодельных сшивных тетрадках делал черновые записи.

Труд фотографа тогда был нелегким во всех смыслах: приходилось носить с собой увесистую аппаратуру, пленки. А у Ивана Степановича было три фотоаппарата, в том числе и знаменитая «Лейка». В октябре 1946 года в Южно-Сахалинске ее объектив запечатлел здания японского банка (ныне это областной художественный музей), бывшего католического костела, где позже разместилась областная библиотека, гражданского управления с вывеской на японском языке, синтоистские храмы города, интерьеры областного краеведческого музея…

Посетите выставку, и время повернется вспять. Новые грани истории области на островах вы увидите глазами современника далеких событий.

Л. Степанец.

Фото автора.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ