Четверг, 25 апреля, 2024

Дело было летом. Театральная премьера

Сцена из спектакля “Чужой ребенок”.

К Международному дню театра Чехов-центр приурочил премьеру спектакля «Чужой ребенок». Можно сказать, что постановка московского режиссера Вячеслава Тыщука идет в зачет театрального капустника, каким прежде актерское сообщество отмечало профессиональный праздник. Потому как спектакль идет под непрекращающийся смех зрителей.

Литературной основой спектакля стала пьеса драматурга Василия Шкваркина, написанная в 1933 году. Конечно, нынешняя популярность ее несравнима с успехом при рождении (представьте, в год создания ее поставили в 500 театрах), но и сейчас к ней периодически обращаются режиссеры. Вячеслав Тыщук много работает с классикой: так, в Театре на Малой Бронной идет его «Васса Железнова», в Театре на Таганке – «Петербург» Андрея Белого, да и его первый сахалинский спектакль – обращение к чеховской повести «Моя жизнь», режиссерским вниманием не избалованной. А «Чужой ребенок» – безобидная, дачная, «вегетарианская» комедия привлекла его своей драматургической добротностью, плотной событийной структурой, множеством поворотов, острыми характерами, при воплощении которых актерам было где разгуляться. Всякий режиссер обречен на вопрос «про что ваше кино?». Вячеслав Тыщук продолжает развитие поднятой еще в «Моей жизни» темы о несовпадении реального и желаемого:

– В этом спектакле стремление быть новым, идеальным человеком толкает вперед характеры. Знаю многих людей, у которых какая-то прекрасная идея перекрывает все остальное, происходит некая интоксикация идеей, и они совершают ошибки. Идеализм свойствен молодости, так было и есть сейчас. Но, как говорил Черчилль, «кто в молодости не был радикалом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума». С возрастом приходит понимание, что далеко не все прекрасные идеи могут привести к тому, куда должно, чему свидетельство – история нашей страны, когда мы пытались построить коммунистический рай…

Занятно, что слова, сказанные режиссером про мятежную молодость и помудревшую зрелость, как-то очень точно пали на злобу дня – следующего после премьеры дня, когда по городам России разгулялась митинговая стихия, в которой сплошь мелькали молодые и юные лица. Впрочем, на сцене все безобиднее, может, и не стоит искать глубину там, где ее нет. В этой классической комедии положений тема идеализма прорастает из не менее вечного конфликта отцов и детей, независимо от того, какое тысячелетие на дворе. Вечность заданной темы не отменяет то и дело пролезающих советских «ушей». Намеками на сосуществование отмирающего, но еще не добитого прошлого и напористого «нового человека» прошиты костюмы – старомодные кружева мамы Карауловой (Татьяна Максимова) и галифе с панамками во вкусе рабочей молодежи соответствующего периода. Судя по ностальгическим вздохам, мама все «16 лет с большевиками» мыслями в дореволюционном времени, в обнимку с иконой (хотя через сто лет это вполне в «строку»), папе (Андрей Кузин), респектабельному снаружи интеллигенту, но смятенному внутри, тоже неуютно с любимой виолончелью под духоподъемную музыку Исаака Дунаевского, чья песня строить и жить помогала на пути к сияющим вершинам коммунизма. Сценография незатейлива и неизменна: резвятся все герои на веранде семейной дачи Карауловых, на которой хорошо снимать какое-нибудь «дворянское гнездо».

Жонглируя всевозможными недоразумениями, Василий Шкваркин написал смешную историю про то, как начинающая актриса Маня Караулова (Алиса Медведева) готовится к дебюту на сцене. Учит, значит, роль из жизни бедной, обманутой девушки, которая ждет ребенка, а сама тоскует в силу личного благополучия о романтических приключениях на свою голову. Потому как родители живут скучно и дружно. Но мечты о новых, идеальных отношениях бьются о быт: случившаяся рядом с репетицией подруга Зина (Татьяна Никонова) с качественным лицом сплетницы принимает подслушанное за чистую монету и раздувает скандал на всю округу. Папа и мама, интеллигентные обломки царской империи, в ужасе, поклонники разного калибра, что хороводятся вокруг белокурой валькирии с двухэтажной дачи, рассеиваются…

Режиссер тщательно воплотил в жизнь прописанные комические коллизии, а актеры Чехов-центра получили явное удовольствие, выведя на сцену паноптикум фарсово-сочных образов – мелкий гнус шариковской породы Перчаткин (Владимир Байдалов), крупный прохиндей Прибылев (Сергей Максимчук) и страшно положительный студент-«ботаник» Костя (Виктор Крахмалев). Последний получает главный приз по совокупности заслуг – честный, влюбленный, еще и дорогу строит в промежутках между окучиванием девушки, зато его соперники выстраивают такие «картинки маслом» из своих ролей, что перекрывают главную героиню. И остается загадкой, почему эти отменно фактурные, острохарактерные персонажи так бьются за глянцевую вывеску с ногами от ушей и с металлическим голосом, разве что укладывается в логику олигархов, которым лестно выводить в свет модельных девушек 90–60–90…

Пьеса Шкваркина охватывает антракт между двумя бурями – когда уже утихомирился революционный пафос «все сломать», но еще не началось «средневековье» 1930-х. Лето на даче в хорошую погоду, флирты, соперничество за сердце красавицы, склонное к переменам… Этими нормальными радостями наполнена легкая, игривая атмосфера спектакля. На одного, кто скажет: ноги моей не будет на этой ерунде, придется десяток энтузиастов легкого «зрива». Театру всегда нужно иметь добротную комедию – например, на смену непотопляемому «Таксисту», которого (надеюсь ошибиться) за восемь или десять лет проката актеры тихо ненавидят, но он исправно делает кассу. В жанре комедии положений, где можно просто от души посмеяться над тем, что действительно смешно и бывает в жизни, пальму первенства держат иностранцы – Куни, Фрейн, Камолетти, они есть, без преувеличения, в каждом театре страны, заботящемся о привлечении в свои залы публики (наш – не исключение). Страна наша, что ли, не располагает драматургов к веселью, а нормальному человеку на Сахалине всегда не хватает солнца. И чтобы обеспечить импортозамещение в этом поле, приходится прибегать к ретро почти столетней выдержки.

И. Сидорова.

Фото Чехов-центра.

  1. P.S.

До конца сезона нам еще предстоит много чего интересного. 7 апреля Чехов-центр презентует премьеру спектакля «Опасный поворот» по пьесе Дж. Пристли в постановке Марины Семеновой. Режиссер Михаил Заец (Ростов-на-Дону) приступает к работе над постановкой «Дамского портного» Ж. Фейдо. Постепенно собирается афиша театрального фестиваля «Сахалинская рампа», который пройдет в июне. Уже сейчас можно сказать, что его гостями станут спектакли Театра имени Ленсовета (Санкт-Петербург) и Московского Губернского театра. Чехов-центр представит на фестивале спектакль «Остров счастья» в постановке главного режиссера Александра Агеева.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ