Пятница, 29 марта, 2024

Дорогами Маньчжурии шел солдат. Передвижная выставка

«Прошли огонь и воду». Маньчжурия, 20 августа 1945 года. Рисунок Б. Горлача.

Впервые региональные краеведческие музеи Сахалинской и Амурской областей реализовали совместный проект по обмену передвижными выставками. Островитяне отправили в Благовещенск экспозицию, посвященную доктору– художнику Я. Воловику, работавшему на Сахалине в 1926 – 1928 годах. А коллеги с берегов Амура прислали в Южно-Сахалинск планшеты с рисунками военных лет ветерана войны, известного скульптора, члена Союза художников СССР Бориса Горлача.

Красноармеец Борис Горлач. 1940-е годы. Борис Горлач.

В августе 1945-го профессиональный художник, ставший минометчиком, участвовал в разгроме Квантунской армии в Северной Маньчжурии. В перерывах между боями Горлач работал как документалист. Карандашом и тушью в блокноте и на трофейной рисовой бумаге он запечатлел лица друзей, эпизоды сражений, переходов через Малый Хинган и водные преграды… Героями его по сути репортерской графики стали однополчане, товарищи по оружию, жители освобожденных маньчжурских деревень, китайские дети, японские военнопленные.

По словам участника маньчжурской наступательной операции Николая Сандлера, побывавшего на выставке, 5-я Дальневосточная армия должна была сломить хребет Квантунской армии, пройти сопки, закованные в бетон и сталь. Задача была сверхсложной.

– Японские доты были 100-метровой длины, уходили на глубину 17 м и поднимались над землей на два-три этажа, – вспоминал ветеран. – Они были оснащены крупнокалиберными пулеметами и артиллерией. Когда все эти укрепления одновременно открывали огонь, они сбривали столетний лес. А нам надо было пройти через это, преодолеть сопки, болота, разлившиеся озера и реки.

– Мне навсегда запомнились слова одного из фронтовиков: в основе любой победы – тяжелый, беспросветный, до кровавых мозолей труд, – сказал и. о. директора областного краеведческого музея Виктор Щеглов. – Война – это тяжелейшая работа под огнем. Борису Горлачу удалось показать это. В его беглых зарисовках оживают эпизоды военных действий, моменты, когда приходилось переплавляться через речку без плавсредств, нести на себе смертельно раненного товарища… Тем дороже эти эскизы. Они достоверны, образ каждого героя художник пропустил через свое сердце.

48 рисунков Бориса Горлача, датированных августом – сентябрем 1945-го, представлены на выставке в хронологическом порядке. И это концептуально верное решение оформителей экспозиции. Такая последовательность событий дает представление о боевом пути минометчика – от форсирования Амура до ликующей встречи нашей армии-освободительницы китайским населением. Это настоящая, честная, без лакировки и романтического ореола фронтовая графика – историческое свидетельство о пережитом.

Уникальность и своеобразие выставки в том, что ее посетители увидят фронтовые дороги Маньчжурии глазами художника-документалиста. Подписи под рисунками, сделанные его рукой, простые и душевные: «Мой друг сержант Борис Матюнин», «Медсестра Валя», «Смертельно раненный лейтенант Сабельников», «Через затопленные равнины Маньчжурии», «Потерпи», «Прошли огонь и воду», «В Маньчжурии русский солдат», «Мирная беседа», «Радость победы»…

Свои творения Горлач носил в вещмешке вместе с документами, котелком, кружкой, солдатскими принадлежностями. С ними он ходил в атаку. Какие-то работы были испорчены, подмочены, порваны и в дальнейшем были восстановлены.

Бойцы Красной Армии в союзе с Монгольской армией успешно провели наступательную операцию и разбили вражескую группировку войск. Воля к победе у освободителей была такой, что через 23 дня Япония капитулировала, утратив контроль над Маньчжурией и Северной Кореей.

Тем не менее Борис Горлач еще десятилетия мысленно возвращался к событиям тех лет. И свое творчество главным образом посвятил увековечению памяти амурчан, участвовавших в Великой Отечественной войне. Для дальневосточников его фронтовое, по сути антивоенное искусство стало бесценным источником исторической информации, призывом к мирному созиданию и добрососедству разных стран и народов.

Выставка «Дорогами Маньчжурии» будет демонстрироваться в областном краеведческом музее в сентябре – октябре. В дальнейшем с ней смогут ознакомиться жители других населенных пунктов области.

Л. Степанец.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ