Среда, 24 апреля, 2024

Город. Фестиваль. Чехов-центр. К итогам театрального фестиваля “Сахалинская рампа”

Сцена из спектакля “Город. Женитьба. Гоголь”.

Большая семья

Финальную точку на III театральном фестивале «Сахалинская рампа» поставил фейерверк у Чехов-центра после последнего пункта программы – спектакля санкт-петербургского театра имени Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь».

Как постоянно менялась сахалинская погода, так и каждый день в программе фестиваля был непредсказуем по гамме впечатлений. Обыкновением театральных фестивалей является конкурсный характер, но не в данном случае, уж больно «разношерстным» был состав участников. У «Сахалинской рампы» свой вектор: отказавшись от сопернического духа в пользу открытия островной публике граней современного театра России, фестиваль сосредоточился на качестве событий, многообразии форм, режиссерских решений, блеске актерской индивидуальности. В одном месте сошлись масштабные полотна и моноспектакли, авторские сочинения и изрядно переформатированная классика, Запад и Восток. И особенно дорого знакомство с театрами – флагманами Дальнего Востока и Сибири. Живем рядом, а за театральными впечатлениями привычно летим в столицы. Тогда как в провинции сплошь и рядом существуют театры с оригинальным лицом, живущие зачастую не «благодаря, а вопреки». И эти театры растят свой сад – умного, отзывчивого, чувствующего зрителя, несут новые тенденции и в то же время берегут его, не столь радикально (как в столицах), без большого ущерба моральному здоровью публики продвигают режиссерские идеи. И наконец, там рождаются таланты, впоследствии утекающие «в Москву, в Москву!».

На событиях фестивального марафона длиной в одиннадцать дней побывали 12 тысяч сахалинцев. Конечно, он стал серьезным испытанием для театра, и прежде всего для Александра Агеева, отсчитавшего свой первый год в должности главного режиссера. Атмосферу фестиваля сочиняли всей труппой – в интермедиях, которые предваряли спектакли, например, в контексте Гоголя или Маяковского, уличных концертах и перфомансах. В принципе выкристаллизовавшийся на третий раз формат фестиваля можно считать довольно близким к эталону, хотя совершенства нет пределу. Очевидно, что реализация его вместе с другими учреждениями культуры области только сыграла на руку. «Сахалинская рампа» подтверждает тезис, однажды высказанный президентом международного фестиваля КУКАРТ Давидом Бурманом, о том, что театральный фестиваль может и должен быть генератором культурной жизни всего города. В контексте «давайте жить дружно» у главного режиссера даже родилась идея провести в будущем году единую церемонию закрытия культурного сезона (театрального, концертного) большим праздником.

В кулуарах идеи возникали роем. Например, худруку Омского академического театра драмы Георгию Цхвираве Чехов-центр полюбился так, что пришла мысль: а не поставить ли рассказы Зощенко? Может быть, когда-нибудь на сахалинской сцене попробует себя в постановке Шекспира ассистент Юрия Бутусова, лидера театра имени Ленсовета, Роман Кочержевский. Возникла мысль проведения режиссерской лаборатории с участием актеров разных театров на площадке Сочи. Заодно заманивали сильно полюбившихся гостей в штат Чехов-центра. Что из того получится, время покажет, но явно, что ничто не пропадет втуне.

Этот фестиваль ценен теплым вниманием к главному человеку театра – Актеру, который желает не только услышать аплодисменты зрителей, но и увидеть сам Сахалин. Гости забирали с собой малую частицу сахалинской реальности – память о восхождении на Лягушку или о запахе Охотского моря. А зрители – портреты своих любимцев с ежедневно обновляющейся в фойе фотосушки. А еще театр каждый фестивальный день увековечивал на видео, благо есть свой кинорежиссер – актер Александр Ли, и запустил конкурс зрительских рецензий по поводу увиденного. Зрители, переполняемые понятными эмоциями, бескорыстно делились в блогах впечатлениями, и «круги по воде» шли все шире, от восторга до горестных охов – «вот же я пропустил такое счастье…». Следующая «Сахалинская рампа» пройдет в 2019 году.

Жизнь Маяковского и смерть Хлестакова

Фестиваль – это, конечно, проверка сахалинского театрала на чувствительность к новаторству. Печкой, от которой «плясали» практически все постановщики, была классика русская и советская. Сегодня с ней обращаются более чем вольно – сокращают или, напротив, сшивают авторский текст с чем угодно, оформляют роком и цирковыми эскападами. Пределов режиссерской самостоятельности сегодня нет, и грань допустимого определена только внутренним барометром создателя спектакля. Хорошо бы, как сказал программный директор фестиваля Александр Вислов, чтобы новое прочтение старого представляло «живой диалог с классиками, а не самопрезентацию режиссеров на фоне великих». Публика к экспериментам с великими в данном случае отнеслась с пониманием.

В этот раз в Южно-Сахалинск приехал один из лучших театров российской провинции – Омский академический театр драмы, избравший для диалога спектакль «Incognito», с россыпью оригинальных режиссерских решений, которые не затмевали главного – тончайшей вязи игры актеров. Сконструированный Анатолием Ледуховским в жанре «русские криминальные хроники» спектакль легок, изящен, постоянно фонтанирует комическими ситуациями, в которых, однако, обнажается неповоротливая махина государства Российского с его сакраментальным «воруют». Его жернова перемалывают страстное желание губернских дам вырваться из провинциального болота, их скудоумие и тщетность мечтаний о светлом будущем и легкость одноклеточного существования Хлестакова. Режиссер примерил костюм «Ревизора» на современную Россию, и для объективности взгляда ему понадобилось текст Гоголя подкорректировать. Потому что ставки выросли в разы, нравы озверели, и если во времена Гоголя обманутые чиновники только бессильно разводили руками – над собой смеетесь? – за то же самое сегодня режиссер позволил себе вольность прикончить мелкого мошенника Хлестакова вместе с Добчинским и Бобчинским прямо на сцене.

Знаменитый Юрий Бутусов, худрук санкт-петербургского театра имени Ленсовета, показал один из своих новых спектаклей – «Город. Женитьба. Гоголь». Звездный актерский состав во главе с Анной Ковальчук, которая стала большинству телезрителей России родной и знакомой по бесконечным «ментовским» сериалам, играет историю человека на фоне великого города. Режиссерский стиль первейшего петербургского мастера обусловливает комедию Гоголя в виде пестрого микса настроений, сновидений, текстов, этюдов и узнаваемых реалий – с Алыми парусами и иглой Адмиралтейского шпиля. Первоисточник разъят и препарирован чуть не построчно, зарифмован с «Евгением Онегиным», «Идиотом», «Записками сумасшедшего», стихами Цветаевой. Гоголевские женихи во фраках за столиком в рюмочной чудными голосами поют песни про «первым делом самолеты». Как выразилась одна зрительница, «и все 3,5 часа ты как зачарованный вглядываешься в происходящее, гадая, что же еще «выкинут» гости». Собственно, матримониальная тема оказалась зажата между Петербургом Гоголя и Ленинградом, между ряжеными Петром и Екатериной, что тусуются с туристами на Дворцовой площади, и серой дождливой хмарью одинокого сердца. Комедия обрела отчетливый вкус трагедии – о том, как не встретились два рефлексирующих интеллигентных человека, молодых и прекрасных – Анна Ковальчук и Олег Федоров. И невесте как-то не особо хочется замуж, и жених страшится выйти из своего уютного гнездышка, потому что, по-цветаевски, «мы с вами разные, как суша и вода». Паралич воли здесь силен не менее, чем тоска человека по человеку в хаосе мегаполиса, который сам по себе, своей громадой и абсурдом, определяет и меняет твою жизнь.

Программный директор и по совместительству драматург, критик Александр Вислов поставил на актера Новокузнецкого драматического театра Артура Левченко спектакль «Живой Маяковский». Это рассказ о маленьком человеке, вкрапленном в большую историю. Правда, вымышленный силой авторского воображения, потому что в протоколе о смерти поэта Маяковского курьеру книгоиздательства Шефтелю Локтеву уделено строки полторы – зашел незадолго до рокового выстрела и отдал два новых тома. Но из этого незначительного факта (по мысли автора) пронырливый курьер создал впоследствии целую легенду про себя и Маяковского и выносил ею мозг советским людям по линии общества «Знание». Получилось любопытно, но больше фабулы все же занимает талант актера, который сумел оживить судьбу не только человека, но и большой страны.

И. СИДОРОВА.

Фото Чехов-центра.

До встречи в октябре

87-й театральный сезон откроется 21 октября. Его можно назвать сезоном платы по долгам. Ну, точнее, исполнения задержавшихся в дороге к сцене планов. Давно была задумана постановка комедии Виктора Ольшанского по мотивам повести русского писателя Владимира Короленко «Хапун». Хапун, согласно авторскому тексту, – «особенный еврейский черт». На постановку, которая станет первой премьерой сезона, приглашен режиссер Евгений Зимин (Санкт-Петербург). Наконец дошли руки у Чехов-центра до «Собачьего сердца». Эскиз к спектаклю на режиссерской лаборатории осенью 2015 года был сочинен Олегом Ереминым, который поставил один из самых ярких сегодняшних спектаклей Чехов-центра – «Скупой». Премьера о трудной судьбе человекособаки Шарикова запланирована на март 2018 года. В мае Александр Агеев предложит свою версию «Сказки о царе Салтане», ориентированной на семейный просмотр.

Кроме того, до начала сезона состоятся премьеры спектаклей «Остров Счастье» и «Сказки Андерсена». Также достигнута договоренность о проведении на Сахалине 4 – 7 сентября гастролей Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова (Ярославль).

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ