Пятница, 26 апреля, 2024

«Инородное тело» на «Крае света»

Кадр из фильма “Инородное тело”.

Репутацию кинофестиваля подмочил не только дождь

Об итогах VI Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» можно сказать по-разному. Если коротко, то следует ограничиться бессмертным: «Хотели как лучше – получилось как всегда». А если расписывать детально весь букет огрехов, образчиков пошлости и организационной невнятицы, сопровождавших фестивальную неделю, с которыми приходилось сталкиваться в качестве среднестатистического (не более того!) зрителя, то не хватит газетной полосы. «Край света» никого не оставил равнодушным – в этот раз наезженная формула просто фонтанирует богатством эмоций, причем далеко не позитивного толка.

Хотя по всем внешним признакам праздник удался – с обилием громких имен из мира кино и театра, пафосными церемониями открытия-закрытия, объемной кинопрограммой, радостными встречами с населением в городах и весях разного калибра. Весной на первой и, как оказалось, последней пресс-конференции оргкомитет во главе с Сергеем Новожиловым заверял, что все достигнутое будет углублено, расширено и как минимум не потеряно (как обычно говорят в таких случаях), и залогом тому – большой, с 1985 года, личный опыт организации фестивалей. На деле оказалось, что представления сахалинцев и оргкомитета о том, каким должен быть фестиваль, какое кино является высокохудожественным, сильно разнятся.

Новой команде, конечно, не позавидуешь. Придя на урожайное поле «Края света», в течение нескольких лет возделывавшееся предшественниками, они вправе были ожидать, что каждый их шаг будет рассматриваться под микроскопом. И первое, что они сделали, – постарались переформатировать по максимуму концепцию, сообразуясь со своими вкусами, отчего еще вчера стильное мероприятие было нивелировано до уровня сельской самодеятельности: громко до рези в ушах, ярко до аляповатости и патриотично. Этот вкус продиктовал приглашение одиозного Валдиса Пельша на церемонию открытия, Стивена Сигала, чье лицо красовалось на листовках с надписью про «острова, на которых хочется жить», что отдавало особенной пошлостью, Бориса Грачевского, который в качестве отца-основателя «Ералаша» сыпал сомнительными шутками на встречах со школьниками…

Ну да ладно. В конце концов главным на фестивале остается кино. Принципы отбора конкурсных фильмов программный директор Александра Жукова-Шмырова объясняла стремлением, исходя из названия «Край света», показать людей в пограничных состояниях. Это благородное намерение было рассчитано на хорошую зрительскую интуицию, но сахалинцы подкачали. Далеко не все воздали должное глубоким смыслам (куда ж без них?) конкурсных чилийских «Растений», которые изобиловали сверхоткровенными сценами, особенно интересными разве подросткам в период полового созревания, а для всех прочих уместными в категории ХХХ, японских «Сломленных детей» с бесконечным дичайшим мордобоем, немецких «Рук моей матери» по следам психически изломанного детства… Фестивальное кино всегда требует нервных затрат от зрителя, но то ли мы оказались чересчур морально зашорены, то ли подход предыдущих организаторов в просвещении был более гуманен, но только, устраиваясь в кресле в «Октябре», каждый раз не без опаски думала: случится ли на сей раз порция безудержного секс-просвета или пронесет? Объективности ради скажу, что мне чаще везло.

А вот судя по тому, что в числе авторов семи награжденных картин (из 15 конкурсных заявок) некоторые счастливчики уехали домой с парой призов, чувствуется, что выбора у жюри особо не было. Все эти страсти-мордасти с «пограничными состояниями» и морем крови – реальным и душевным – не сильно впечатлили мэтра Занусси и его товарищей. Возобладали, условно говоря, не крики, а шепоты. Лучшую мужскую роль сыграл Владимир Мишуков в дебютной «Рыбе-мечте» Антона Бильжо, лучшую женскую роль — Эка Деметрадзе в «Жизни Анны» Нино Басилия. И та же «Жизнь…» победила в номинации «Лучшая режиссерская работа». Приз мэра Южно-Сахалинска и приз зрительских симпатий достался российской картине «Петербург. Только по любви». Специальный приз жюри Ираклий Квирикадзе вручил японской «Акаппелле». Почетный президент фестиваля Алла Сурикова отметила личным призом израильскую «Луну в двенадцатом доме» Доррит Хоаким, а «Российская газета» – «Чужой дом» Русудан Глурджидзе.

Когда на церемонии закрытия председатель жюри Кшиштоф Занусси назвал победителя – фильм «Инородное тело» – и вручил режиссеру Кристиану Вернеру гран-при, немедленно возник соблазн поиграть словами: дескать, инородное тело – вот что получилось из «Края света-2016» в восприятии сахалинцев.

Обладатель гран-при – режиссер фильма “Инородное тело” Кристиан Вернер (Германия).

Но вряд ли немецкий режиссер и в целом международное жюри виноваты в том, что самое крупное культурное событие области сопровождал поток критических стрел в адрес оргкомитета. Возможно, их было бы меньше, постарайся оргкомитет наладить обратную связь со зрителями и журналистами. Но вкус традиционных после каждого конкурсного показа посиделок с обсуждением по поводу увиденного был изрядно испорчен совокупностью «заслуг»: неинтересные спикеры, а то и их отсутствие, отвратительные переводчики, элементарно холодно. Журналистам повезло еще менее: оргкомитет, кажется, приложил все усилия, чтобы избежать контактов с прессой в открытом формате. Ни до открытия, ни во время, ни после оглашения решения жюри фестиваля (святое дело – подбить итоги!) у организаторов не нашлось что сказать.

Хотя, думаю, у них нет ответов, почему так получилось. А может быть, это только нам кажется, что фестиваль потерял лицо, а по мысли организаторов – все отлично. Тем более что многие элементы скопированы с фестиваля «Амурская осень» – от упоительно банального фестивального гимна по запредельной цене до пустых антрепризных спектаклей в жанре «богатые тоже плачут». Да и так ли уж это важно, если кинофестиваль использован для решения несообразной ему задачи – обслуживание избирательной кампании наряду с рыбным днем, сельскохозяйственными ярмарками и проч.?

И даже погода была против. В оргкомитете, видать, не нашлось местных кадров, которые бы указали на особенности сахалинского климата, он и показал себя во всей красе. Потому сильное сомнение вызывают озвученные на закрытии итоговые цифры – 30 тысяч сахалинцев посетили мероприятия фестиваля. Помилуйте, в прошлом августе, когда на фестивале народ дневал-ночевал, было зафиксировано около 35 тысяч зрителей. А ныне? С учетом того, что с началом учебного года мимо «кассы» пролетели школьники, студенты, число учащихся мастер-классов не превышало нескольких десятков, а ночной открытый кинотеатр в 21 – 22 – 23 часа периодически захлестывало дождем и ветром…

Всякое стоящее дело стоит немалых денег. Но сегодня в обмен на деньги мы получили гнилой товар, причем продавец за качество не ответит, плавно отправившись на следующий кинофестиваль – «Амурская осень». Как и приличное количество актеров кино и театра из сахалинского десанта. И самое огорчительное на сегодня – это мысли о будущем. Седьмой фестиваль состоится, о чем говорил на закрытии губернатор Олег Кожемяко, корректно призвавший на перспективу тоньше учитывать интересы и вкусы сахалинцев при формировании программы. Вряд ли область откажется от раскрученного бренда, под вывеской которого на Сахалин приезжает элита мирового кинематографа. Но каким он будет, кто будет делать фестиваль, репутация которого теперь сильно подмочена? Не имею в виду дождь.

И. СИДОРОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ