Пятница, 29 марта, 2024

Китчливые медведи. Дизайнеры безвкусицы опять отметились в Южно-Сахалинске

Это хорошо еще, что их было всего двенадцать. Двенадцать дарителей подарков в стиле китч городу-юбиляру Южно-Сахалинску. Если бы их было десятка три или четыре, то шеренга однотипных скульптур пластиковых двухметровых медведей в обнимку с пойманной рыбиной растянулась бы по Коммунистическому проспекту от ул. Дзержинского до ул. Ленина.

А так парад-алле из дюжины косолапых (вероятно, китайского производства) выстроился напротив здания областного правительства и штаба Южно-Сахалинского гарнизона. Встав на задние лапы, мишки дружно передней правой приветствуют чиновников, военных, горожан, а заодно рекламируют предприятия и организации, не пожалевшие своих кровных на такую «лепоту».

У каждого медведя свой наряд, по большей части пестрый, разномастный. Дизайнеры китча постарались: облачили кого в яркие комбинезоны, жилетки и тельняшку, кого расписали крупным «горохом», ягодами рябины, домами-новостройками, птицами, цветами сакуры… В шеренгу стандартных бурых мишек встроились, вероятно, альбиносы, ибо по облику на белых полярных никак не тянут…

Косолапая культура.

К большому сожалению, в последнее время низкопробный стиль ширпотреба все смелее выходит на улицы областного центра. Непрофессионалы насаждают нам дурновкусие в виде гигантских пластмассовых тюльпанов, малых архитектурных форм в духе современной сантехники, а теперь еще и… пластиковых медведей.

Вряд ли руководители двенадцати южно-сахалинских предприятий и организаций по личной инициативе заказывали городу такие подарки. Централизованно сработала чья-то чиновничья идея, броская по форме, рассчитанная на невзыскательный вкус.

Конечно, некоторым горожанам глянулись поделки, особенно детям и подросткам, чьи чувство стиля и взгляды на жизнь только формируются, а еще – сентиментальным взрослым. Всем им забавно фотографироваться в кампании с «рыбопромысловиками» в медвежьей шкуре, изображения которых можно видеть и на гербе островной столицы.

Было интересно узнать, как оценивает праздничное нашествие на город косолапых создатель островного музея медведя, заслуженный художник РФ Наталья Кирюхина. Вот что она сказала:

– Идея эта не новая, заимствованная. Но, к примеру, в Германии, на гербе которой тоже значится медведь, нередко делают отливки этих символических животных для того, чтобы почетные гости страны оставляли на них свои автографы. Такая галерея скульптур оригинальным образом хранит память о визитерах.

То, что появилось у нас на Коммунистическом проспекте, – дорогостоящие поделки для разовой забавы, ничего не прибавляющие ни душе, ни сердцу. В росписи этих фигур нет ни художественной ценности, ни авторского начала. Даже если рассматривать появление мишек как рекламный трюк, то затраты на него неоправданны. Сегодня гораздо дешевле и эффективнее рекламировать предприятия и продукцию через интернет или на баннерах.

А вообще я за то, чтобы в яркие проекты вовлекать народ, чтобы творческая роспись на чистых скульптурных отливках была авторской, семейной, гостевой… К примеру, свои автографы там могли бы оставить участники кинофестивалей «Край света» или фестивалей военных духовых оркестров «Спасская башня на Сахалине», другие гости… Островные фирмы могли бы провести конкурс среди профессиональных или самодеятельных художников, воспитанников местных школ искусств на лучшую творческую роспись, что всегда ценится.

Конечно, дареному коню (читай – медведю) в зубы не смотрят. И все же на День города было бы проще, дешевле и в дальнейшем не так хлопотно заказать забавных надувных мишек, считает Наталья Кирюхина. Ведь пока тепло, пластиковые скульптуры постоят под открытым небом, а на зиму их надо где-то складировать, потом вновь выставлять. К тому же в свое второе, третье и последующие пришествия фигуры мишек особого интереса у горожан уже не вызовут.

И еще. Центральный проспект города (особенно его деловая часть) явно не лучшее место для парада-алле топтыгиных. Возможно, муниципалитету стоит внять предложению одного из медведей. Он в письменном виде и в вопросительной форме предлагает здравую идею: «Поехали в парк»?

Л. Николаева.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ