Четверг, 28 марта, 2024

Кондуктор Лиля. Рядом с нами

Л. Белкина.

Сейчас у всех автобусных кондукторов есть бейджики с именами, но многие ли пассажиры обращаются к ним, используя эту информацию? Кондукторы для них – обезличенные продавцы автобусных билетов, и только. Имя и фамилия кондуктора может понадобиться пассажиру лишь в случае конфликта, чтобы знать, на кого жаловаться, если кому-то покажется, что кондуктор повел себя неправильно.

У Лилианы Белкиной не бывает конфликтов с пассажирами, тем не менее почти все знают ее имя и обращаются к ней запросто: «Лиля».

Белкина в кондукторах 12 лет, все время работает у частников. Сменила нескольких хозяев, несколько маршрутов. Теперь работает в фирме Р. Дина, чьи автобусы обслуживают маршруты № 63 и 11. Ее сердце отдано второму, что может показаться странным. Ведь 11-й маршрут – дачный. Он всегда под завязку забит бабушками и дедушками с рюкзаками, ведрами, сумками. Характеры у некоторых – не дай бог! Едут люди долго, по 30 – 50 минут, в толкучке, атмосфера в автобусе часто наэлектризована. Кроме того, почти у всех пассажиров проездные билеты. Что хорошего-то в таких поездках?!

Однако Лиля, когда говорит о пассажирах-дачниках, просто расцветает.

– У меня есть возможность сравнивать. По городу ездят озабоченные, недовольные, вечно куда-то спешащие люди. А на дачном автобусе – веселые, добрые. Летом мы с водителем возвращаемся домой с полными пакетами ягод, овощей – нам свою дачу заводить незачем, пассажиры всем обеспечат. В дачном автобусе люди любят поговорить, поделиться радостью или горем. Сейчас по этому маршруту ездят не только дачники, но и постоянно живущие в дачных поселках люди, много школьников. Дети все с нами здороваются, мальчишки постоянно толкутся у кабины водителя Кеженбая Маматканова. Он хороший, добрый человек, шутит с ними, приглашает на работу на автобус, когда они вырастут. А конфликты? У меня в автобусе конфликтов не бывает. Любую самую напряженную ситуацию можно разрулить, если вести себя по-человечески.

– Иногда на вашем маршруте автобусы ломаются, не выходят на линию, – спросила я Лилю. – Люди ждут на остановках следующего автобуса почти час, желающих сесть в него и так предостаточно, а в подобных случаях в него набиваются пассажиры двух рейсов. Все их недовольство, наверное, выливается на вас…

– И все равно оно не превращается в конфликт, – говорит Белкина. – Какой-то другой человек, может быть, вспылил, завелся, а я нет. С улыбкой спрашиваю: «А от меня-то что зависит, подскажите?».

Между прочим, это пассажиры «дачного» маршрута попросили написать о Лиле, чтобы все узнали, что существуют, как они сказали, «кондукторы по призванию».

Насчет призвания, конечно, громко сказано. Лиля ни в школьные годы, ни позже не мечтала о карьере кондуктора. Стюардессой быть хотела. Летать на международных рейсах, красоваться в элегантной форме. Тогда, в 80-х годах прошлого столетия, многие девчонки грезили романтическими профессиями.

А в реальности Лилю ждало долинское профтехучилище, учеба по специальности прессовщицы бумагоделательных машин. Поступила туда за компанию с подругой. Помнит, как понравилась ей практика на бумзаводе, как интересно было работать. Но… скоро бумзаводы на Сахалине закрылись, и Белкиной пришлось проходить долгие жизненные университеты в магазинах, на рыбообрабатывающем судне, на кондитерско-макаронном комбинате, продавая обеды на предприятиях. Может быть, я немного напутала с последовательностью, зато точно знаю, что трудностей у Лили в 90-е годы было с избытком. Она успела выйти замуж, родить сына, похоронить мужа… Ей пришлось забыть обо всех увлечениях и развлечениях. Главным стало зарабатывание денег. Когда училась в школе, профтехучилище, любила быть на виду, участвовала в самодеятельности, увлекалась гимнастикой, танцами. В училище Лиля даже ходила в кружок художественного слова, читала со сцены стихи, заняла как-то второе место в конкурсе чтецов областной системы профтехобразования. Еще Лиля любила вязать…

Став кондуктором, она поняла, что наконец-то нашла работу по душе. На ее взгляд, она не такая изматывающая, как у продавца, рыбообработчицы. Не такая однообразная. И дает возможность проявить себя.

Кондуктор – хозяин в автобусном салоне. Он следит за чистотой, за тем, чтобы старшим уступали место. Между прочим, Лилино место в дачном автобусе всегда занято кем-то из пассажиров. Она сама усаживает в свое кресло то маму с ребенком, то бабушку. И почти все рейсы проводит на ногах, общаясь в это время с пассажирами. Она многих знает в лицо и, проходя по салону, говорит одному-другому: «Я знаю, у вас проездной, можете не доставать».

И как-то у нее все получается органично, с заботой о людях…

У Лили и со свекровью хорошие отношения. Муж у нее гражданский, но живут они уже 20 лет, и Владимир, по сути, вырастил и воспитал Лилиного сына Сергея. А свекровь Валентина Викторовна, по словам Лили, всегда относилась к ним как к родным. Ей уже под 80 лет, но она еще преподает в школе в начальных классах.

– У меня нет такого в характере, чтобы льстить, лебезить, мои чувства всегда искренние, – говорит моя собеседница. – Поэтому если я говорю, что свекровь у меня замечательная, таких сейчас почти нет, то говорю истинную правду.

Из общения с любимым кондуктором дачников я поняла, что она верный человек. Когда спросила у нее о заработках, больше ли платят «частники», Лиля рассказала, что сейчас зарплата у работников транспортной компании выше, хотя еще совсем недавно было наоборот.

– Может быть, вам стоит перейти туда? – спросила я.

– Это будет некрасиво с моей стороны. Вроде как предательство, – ответила Лиля. – Я многим обязана Роману Дину. Он когда-то устраивал меня на другой маршрут, потом я вновь осталась без работы, и Роман взял меня к себе.

Одно только не устраивает кондуктора Белкину в ее работе – это необходимость рано вставать. Подъем в пять утра, в шесть за ней заезжает водитель, потом ему надо пройти врача, отметить путевку – и на линию. Домой возвращается Лиля часов в 9 – 11 вечера. До вязания ли с таким графиком? Тяжело ей было работать, когда сын учился в школе, он после занятий шел к маме в автобус и колесил с ней до конца смены.

Сейчас Лиля вспоминает все трудности легко. Говорит, что никогда не плакала, не раскисала, даже когда было невмоготу. И для своей старшей сестры по сути она – старшая. Та постоянно плачется в ее жилетку.

Пусть она не обижается, что я, как и пассажиры, называю ее Лилей. Те не знают, сколько их кондуктору лет, все считают, что где-то под сорок. А я знаю, сколько на самом деле, но не скажу. Выглядит Лиля очень молодо. Когда она протискивается в битком набитом автобусе, чтобы «обилетить» пассажиров, ей часто говорят: «Вы здесь не пройдете». «Я пройду, – весело отвечает кондуктор, – мне места много не надо, я мелкая». И смотришь, ее ладная, стройная фигурка действительно уже мелькает на другой площадке.

Такое простое обращение ей очень идет.

Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ