Суббота, 20 апреля, 2024

Кто в тереме живет. Выставка “Русский стиль Ивана Куликова”

Представитель Муромского историко-художественного музея Елена Тюрина на открытии выставки.

Большое живописное нашествие в стенах литературно-художественного музея книги А. Чехова «Остров Сахалин» представляет «Русский стиль Ивана Куликова».

На два ближайших месяца островную прописку получила обращенная на три века назад живописная Русь, привезенная из собрания Муромского историко-художественного музея. Расстояния давно перестали быть препятствием для сахалинского музея, гостями которого уже были Толстой и Левитан, экспозиции из Ялты и Мелихово. Широта интересов музея уже не удивляет, скорее, сформировано ожидание: чем музей еще удивит. На сей раз, в продолжение поступательного знакомства с отражением русской души в искусстве, художник Куликов обоюдными стараниями сторон «показался» в Южно-Сахалинске.

Несмотря на обширное наследие и богатую пересечениями биографию, Ивана Куликова сегодня приходится открывать наново. Тяга к искусству привела сына муромского кровельщика в мастерскую Ильи Репина. За долгую жизнь в искусстве он состоялся как отличный портретист, бытописатель русской деревни, мастер исторической живописи. Эти ипостаси вдоволь отражены на небольшой количественно (всего пятнадцать полотен), но масштабной выставке в стенах музея.

– Благодаря музейному содружеству мы знакомим с представлением о традиционной русской жизни, духе, ментальности, – отметила заведующая сектором хранения Муромского историко-художественного музея Елена Тюрина. – То, что на владимирской земле является привычным, на Дальнем Востоке воспринимается глубже, с невероятной теплотой.

Даже если Муром, вошедший в ожерелье Золотого кольца России, для кого-то из сахалинцев пустой звук (маловероятно, но возможно), все равно благодаря герою дня представление о нем желающий того получит. Живописец Иван Куликов страстно любил свою родину и земляков, и воспевание кистью Мурома, одного из духовных символов Руси и жемчужин храмового зодчества, стало доминантой его творчества. Живопись Куликова восходит из художественных традиций земли муромской, иконописцы которой во главу угла ставили гармонию. В пору, когда зародился русский авангард в различных своих «измах» и изломах, Куликов сохранил верность реалистической манере, репинской школе. Он писал с натуры сценки из жизни, так что в какой-то мере его творчество можно назвать документальным искусством. Репинский размах прочитывается в полотнах Ивана Семеновича, в которых он так вкусно воплотил свой интерес к многолюдному броуновскому движению ярмарки, к живым и разным лицам, пестрым одеждам, к полноте жизни русской деревни («Базар у карусели», «Базар в Муроме», «В праздничный день»). На его полотнах торгуют и радуются крестьяне и мещане, бабы и мужики, шумит гул празднества и восходит сияющее небо над головой. Если вы соскучились по светлой красоте человеческого лица (которое тянет назвать ликом), тонко уловленной в деталях эмоций, то вам точно сюда.

К слову, своей любовью к ярмаркам да гуляньям он заразил и своего друга Бориса Кустодиева. Оба помогали учителю в создании юбилейного «монстра» – полотна «Торжественное заседание Государственного совета» к 100-летию данного госучреждения в 1901 г. Кустодиев писал справа от центра, Куликов, на долю которого пришлось создание 23 портретов царских сановников, – слева. Илья Репин, в мастерской которого работали до полусотни учеников, Куликова ценил: «Недавно я взглянул на ваш этюд девочки… Я залюбовался: это – внушительная вещь. Какая пластика, какая живопись! Какая моделировка! Большой мастер писал этот этюд!».

Большой мастер, живя на переломе XIX – ХХ веков, глубоко погрузился в отражение русского традиционного уклада XVII века. Старая Русь предстает на его картинах во всей своей мрачноватой мощи, с темным колоритом. Его так называемый теремной цикл втягивает зрителя в путешествие по боярским теремам. Их обитатели предстают в нарядах, которые сами по себе экскурс в историю роскошной средневековой моды. В муромском музее хранится нарядная фата, в которой художник увековечил свою любимую модель, жену Елизавету Аркадьевну («В русском наряде»). Кокошники, сарафаны, шугаи, кафтаны – Куликов хорошо знал, что писал, потому что помимо живописи был увлечен собирательством предметов народного быта и культуры. Часть его сборов представлена на выставке – от златотканых головных уборов из парчи до замков, которые и сейчас украшают храмовые ворота в Муроме, от гребней до вычурных канделябров.

И вообще он, как бы сказали сейчас, активно участвовал в культурной жизни Мурома. Регалий и должностей не искал, например, отказался от поста ректора Академии художеств, но в своем родном городе содействовал созданию историко-художественного музея. В послереволюционное время Куликов много сил отдал тому, чтобы не пропали втуне предметы искусств из собраний порушенных дворянских усадеб. Радея о художественном воспитании, основал при музее изостудию, из которой вышли многие известные муромские художники. Вдохнув жизнь в Русь ушедшую, художник Куликов сохранил ее для будущего.

«Русский стиль Ивана Куликова» приглашает сахалинцев до 1 августа. Выставка идет в сопровождении образовательной программы по разным направлениям – лекций по истории русского искусства, художественных квестов и игр, мастер-классов по народным промыслам.

 И. СИДОРОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ