Четверг, 25 апреля, 2024

Льгота не резиновая – на всех не хватает. Многие дальневосточники опять рискуют остаться “невыездными”

Кому не досталась льгота, тот не оценит высоты полета.

Как уже сообщал «Советский Сахалин», продажа субсидированных авиабилетов на Москву продолжалась всего несколько дней. Почему?

6 апреля этот вопрос возник и у полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнева. Он дал поручение минтрансу России, Росавиации и минвостокразвития совместно с Аэрофлотом разобраться в ситуации. Спустя сутки появилось сообщение минвостокразвития, из которого следовало, что состоялось совещание у главы кабинета министров Д. Медведева: решено дополнительно из резервного фонда правительства РФ выделить на субсидирование авиаперевозок на дальневосточном направлении полмиллиарда рублей. Напомним, что первоначально на эти цели было выделено 3,8 млрд. рублей, из них 2,9 млрд. рублей – для Дальнего Востока.

Что такое полмиллиарда дополнительно выделенных рублей? Расчеты показывают, что на эти деньги сильно не разгуляешься. Допустим, среднестатистический билет из Южно-Сахалинска до Москвы и обратно в экономклассе стоит 30 тыс. рублей. Стоимость льготного перелета – 14600 рублей. Разница в 15400 рублей – и есть сумма субсидии. Делим 500 000 000 на эту цифру – получается, что субсидий хватит лишь на 32,5 тыс. льготников. А речь ведь идет не об одной Сахалинской области – о девяти дальневосточных регионах!

Совершим, однако, небольшой экскурс в историю вопроса. Автором идеи дотации пассажирских авиаперевозок для дальневосточников был Сергей Иванов, занимавший в 2007 году должность первого заместителя председателя правительства РФ. В сентябре того года на заседании Морской коллегии в Находке Иванов сказал: «Если мы хотим сохранить единство страны и свободу перемещения граждан по собственной стране, тогда для Дальнего Востока должны быть дотации. Это касается не только грузовых, но и пассажирских перевозок, не только на железнодорожном, но и на авиационном транспорте. Мы должны дотировать и железнодорожные, и авиационные пассажирские перевозки. Иначе билет из Владивостока в Новую Зеландию будет дешевле, чем в Москву, что сейчас и происходит».

В апреле 2010 года на съезде транспортников России все тот же Сергей Иванов подвел предварительные итоги исполнения программы субсидирования льготных авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и обратно. По его мнению, программа оказалась успешной и должна быть продолжена. «Государство, конечно, будет и дальше субсидировать перевозки авиапассажиров из дальневосточных регионов в европейскую часть страны и обратно», – заявил вице-премьер.

В 2009 году программой воспользовались 163 тыс. пассажиров. Общее количество пассажиров, планируемых к перевозке в 2010 году по дальневосточной льготной программе, составляло 340 тыс. человек. В те годы еще ничто не предвещало обострения международной обстановки, серьезных экономических проблем, санкций. Перспективы виделись радужными, планы строились долгоиграющие…

В сентябре 2017 года во Владивостоке состоялось заседание президиума госсовета с участием президента Владимира Путина. Обеспечение транспортной доступности Дальнего Востока стало одним из основных вопросов, обсуждаемых на нем. Путин, в частности, подчеркнул, что воздушный транспорт имеет исключительное значение для дальневосточных регионов. Прозвучали такие цифры: в 2016 году при финансировании в 4,4 млрд. рублей по трем федеральным программам субсидирования авиаперевозок было перевезено 634 тыс. пассажиров, в 2017 году при 4,02 млрд. рублей – 450 тыс. пассажиров. Выделяемые средства не обеспечивают всех граждан льготных категорий билетами по спецтарифу. В 2017 году продажи таких билетов были закрыты с 1 июня. Закрыты в связи с полным освоением авиакомпаниями выделенных из федерального бюджета средств. Дополнительная потребность составила 4,06 млрд. рублей.

Итак, что в сухом остатке? Программу субсидирования поддерживать надо – она востребована. Но если в казне не хватает денег, очевидно требуют уточнения параметры предоставления льгот. Есть резон увеличить стоимость льготного билета. Тогда выделяемых субсидий будет хватать большему числу потенциальных льготников.

Я. САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ