Пятница, 29 марта, 2024

На одних берегах. Выставки

Юрий Метельский и Дю Мен Су.

С разницей в пару часов в Южно-Сахалинске открылись выставки членов Союза художников России: в выставочном зале бизнес-центра «Сфера» – «Ретроспектива» Юрия Метельского, в областном художественном музее – «Сахалин. Три грани прекрасного: печать, фото, акрил» Дю Мен Су.

Полета вольное упорство

Юрий Метельский может позволить себе не заморачиваться ни с поиском названия для очередной экспозиции, ни с ее тематикой. Потому что у него каждый лист с красным кубиком авторского штампа (как в японской традиции), каким бы камерным ни был сюжет – камень, ветка над темной водой, лобастый рыбий косяк, – обретает значимость. В «Ретроспективе», пользуясь случаем увидеться со зрителем, он вынес из мастерской образчики графики последних лет, писанные пером, тушью, пастелью и созданные с хирургической молниеносностью и точностью – «исправлению не подлежит».

Вращаясь в кругу сахалинских впечатлений, Метельский всякий раз умудряется сказать новое слово на ниве самого излюбленного островными художниками жанра – пейзажа, который он пишет, часто споря с погодой, на пленэре. Да так, что, вглядываясь в космически сложнейшую геометрию штрихов, точек и мазков, ты чувствуешь настроение дождевой капели, ощущаешь на лице нежаркое золото закатного солнца, слышишь дыхание ветра, перебирающего волосы-ветви деревьев. В этих пейзажах, которые он «снимает» в Лесном, на Тихой, глядя на Коврижку, на безымянных берегах, на «взлетной полосе» «Горного воздуха», рука мастера вырисовывает подлинный характер Сахалина – явления неторопливого, основательного. Хотя, возможно, это и затишье перед/после бури, размышляли зрители, любуясь еле уловимым движением корабликов по водной глади на фоне скалы, напоминающей огромную шляпу средь моря…

Исходя из обилия и новизны сюжетов, представляемых заинтересованному зрителю, Юрию Метельскому не грозит кризис жанра. Это многообразие определено полнотой жизненного пути человека, который любит море, путешествия, увлекается горными лыжами, экспериментирует с кинематографом. Так, получил логическое развитие его диалог с сахалинским кино. Для фильма кинорежиссера Александра Зарчикова «Исток», посвященного Владимиру Санги, он создал несколько десятков черно-белых иллюстраций о человеке, который является неотъемлемой частью природы. А затем образ основателя нивхской литературы нашел отражение в серии «Старые нивхи», которую отличают та же лаконичная стилистика и колорит, как если бы мастер отливал эти лики в металле. А между тем написана она мягкой пастелью. Нивхские старики, наши современники, видятся у Метельского посланцами древности, символизируют прикосновение к архаике. Прошлое уходит, но остается бесценный опыт маленькой сахалинской Атлантиды. На выставке всего два портрета из этого мощного цикла, но он будет обязательно продолжен.

Весенний Метельский разительно контрастирует с реалиями. Если бы ответственные лица, без устали ищущие подходящий для Южно-Сахалинска имидж с претензией на «лучший город Дальнего Востока», оглядывались на его волшебные картинки, приблизиться к истине было бы легче. Потому что в его городах, на его берегах дышится и творится вольно и вечность глядит с улыбкой.

Фото плюс графика

Единство новой экспозиции Дю Мен Су делают три элемента – природа, объектив фотоаппарата, через который она пропущена, и сверхчувствительное художественное мышление автора, живописца и графика. Дю Мен Су – художник яркий, тонкий – здесь показал себя в акриловой серии «Берега Сахалина», но все же доминантой показа стало хобби последних лет – фотография в экспериментальном ключе.

Художник, конечно, не будет тривиально документировать среду, но попытается найти свой визуальный язык. Он не ищет остросюжетных моментов, но пытается найти по своему разумению интерпретацию простоты, из которой по большей части состоит жизнь. Получается занятно. Так, серия «Наваждение» сложилась в единстве противоположностей – фотографии и графики, урбанистического разрушения и красоты, покоя морской стихии и экспрессии карандашных завитков, столь характерных для стиля Дю Мен Су. Автор гармонизирует «цитатами» из графики фото старых деревянных домов, в которых живут люди и, стало быть, бьется пульс жизни, а она не может быть неинтересна. Хотя касательно родного Корсакова он явно повеселился: используя фотоинструментарий, придумал для него светлое будущее в небоскребах, что поневоле путаешь портовый городок с мегаполисом уровня Нью-Йорка.

Другое дело – сахалинская природа, которая сама по себе недурна и подает большие надежды продвигателям туризма в регионе. А художник одел ее – сопки, лесные дороги, дачный поселок, Тунайчу – в зыбкие, таинственные тени туманов, как вуалью лицо невесты. И вышло натуральное мифотворчество на документальной основе, отражающее нынешнее настроение автора – умиротворенную сосредоточенность. Серый цвет, без границы перетекающий в белый, синий – в зеленый, черный – в синий – его пейзажи, особенно на морскую тематику, отразили умение передать тончайшие цветовые нюансы. «Три грани прекрасного…» даруют истинное удовольствие эстетам и патриотам Сахалина и попутно медитативный эффект.

В июле талант и творческий поиск сахалинского художника оценят в Майкопе, в стенах Северокавказского филиала Государственного музея Востока.

И. СИДОРОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ