Пятница, 19 апреля, 2024

«Охота» на махаона.  Операторы киностудии AVES  готовят   цикл передач и полнометражный фильм о заповеднике «Курильский»

Махаон Маака.

 

 

Второй год подряд в заповеднике «Курильский» работает команда профессиональных операторов белорусской киностудии AVES – Игорь и Никита Бышневы.

В прошлом году журналисты отсняли семь сюжетов для передачи “Миллион вопросов о природе” телеканала “Мир”. Планы этого года обширнее – помимо продолжения съемок телесюжетов работа над полнометражным документальным фильмом о Курильских островах.

О журавлиной верности, любопытных курильских медведях, «охоте» на махаона и многом другом художественный руководитель киностудии Игорь Бышнев рассказал в интервью пресс-службе заповедника.

– Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей команде.

– Наша команда – объединение самых разных специалистов в области съёмки природы. Съёмочная группа в этом году состоит из трёх человек – это профессиональные операторы и фотографы: Игорь и Никита Бышневы и Дмитрий Якубович. Игорь Бышнев съёмками природы занимается всю жизнь, два года назад он вместе с женой Натальей Тетеревской создали собственную киностудию AVES.

В этом году мы снимаем не только цикл передач для телерадиокомпании «Мир» для блока «Заповедная Россия», но и работаем над полнометражным документальным фильмом с рабочим названием «Курилы – жизнь на краю света». Все материалы должны быть готовы в 2017 году, так как это год 100-летия заповедной системы России.

Зимородок.

– Вы на Кунашире во второй раз, чем экспедиция этого года отличается от прошлогодней?

– В прошлом году по погодным условиям пришлось 8 из 15 дней провести на Сахалине, и только неделю на Кунашире. При этом все время лил дождь и только один день был солнечным. В этом году с погодой повезло, прилетели вовремя, было много солнечных дней, и удалось снять почти всё, что задумывалось. За остальным придется еще вернуться.

 

– Как вы готовились к экспедиции на далекий остров, все ли удалось предусмотреть?

– Этот год для нас экспедиционный – череда экспедиций одна за другой. К Курилам готовились отдельно, закупили специальную технику, позволяющую использовать ночной свет и выполнять замедленную видеосъёмку. Такая съёмка позволяет зрителям рассмотреть особенности поведения животных, движения растений, природных явлений (дождь, волны). В последней рабочей поездке в Апшеронский национальный парк (Азербайджан) несколько экшн-камер повредили лисята,  шакал и ходулочник, пришлось срочно заниматься ремонтом оборудования уже перед поездкой на Дальний Восток.

Орлан.

 

– Что вам больше всего понравилось в заповеднике?

– Нас впечатлили многие места, но проблема в том, что из-за нехватки времени нам не удаётся вернуться никуда во второй раз. Для нас Кунашир – яркая мозаика ландшафтов и встреч с животными и растениями. Кордон «Андреевский» стал для нас домом, там много пережили и отсняли. Туда приезжали в прошлом году и возвращались снова и снова в этом, уже как домой. Нам много помогали сотрудники заповедника, они стали настоящими участниками.

 

– Происходили ли во время съемок какие-нибудь интересные или курьезные случаи?

– Никита Бышнев экспериментируют со съёмкой животных с коптера. В норме животные пугаются этого оборудования, но через некоторое время могут привыкнуть. Сейчас мы стараемся не подлетать сверху и напрямую к животным, и тогда они начинают вести себя более естественно. Нам довелось увидеть танец японских журавлей, очень близко снять каланов, японские бакланы деловито занимались своими делами, а медведь даже попытался отогнать настойчивую белую «жужжалку». Всё это очень интересно.

Чистик.

– Расскажите про ваших “актеров” – животных, про особенности их съемки.

– Казалось, мы видели у некоторых животных человеческие черты характера. Так, на съёмках мечения японского журавля было очень трогательно наблюдать, как самец волнуется за самку во время мечения, этой очень непростой манипуляции.  При этом он терпеливо насиживал яйца, пока его подруга не вернулась к гнезду.

Сложно было снимать и рыбных филинов. Мы не должны были быть сильно навязчивыми и беспокоить птиц. Первоначально планировали прикрепить камеры к гнезду и снимать процесс кормления птенцов возле дупла. Это практически не беспокоило бы птиц, так как съёмки проводились бы дистанционно. Но птенцы выросли и покинули гнездо раньше, чем предполагалось. Взрослые птицы не желали кормить их в сумерках, когда было хоть немного света для камер, чтобы снимать издалека, а только с наступлением полной темноты.  И мы отказались от съёмок с подсветкой рядом с дуплом, чтобы не беспокоить птиц.

Рыбный филин.

Ещё мы долго мечтали снять махаона Маака, но было прохладно, и бабочки встречались редко. В предпоследний день нашего пребывания на Кунашире светило яркое солнце, на склоне Тяти у кратера Отважный великолепный махаон долго дразнил нас, летая взад и вперёд над шлаковыми полями. Когда мы уже устали за ним гоняться, он присел на одной из полянок и позволил себя снять во всех ракурсах.

Очаровательные животные каланы. Мы мечтали их увидеть в дикой природе и снять на видео, и вот мечта сбылась. Целая группа каланов с малышами и влюбленная пара – все они войдут в новый фильм.

Тюлени.

– Как рождаются ваши сюжеты?

– Сюжет придумается до начала съёмок фильма, но уточняется на месте. Прежде чем приехать, изучаем природу места по литературе, списываемся с людьми, узнаем, кого и где можно встретить в этот время.

– Сколько времени занимает подготовка одного сюжета, сколько человек над этим работает?

– В каждом случае по-разному. Для проведения съёмок на Малой Курильской гряде было задействовано много людей, дорогостоящий морской транспорт, специально подбирались погодные условия. А, например, для съёмок большого пегого зимородка достаточно одного человека и его немалого терпения. В любом случае видеосъёмки занимают больше времени и средств, чем фотосъёмки, поэтому производство фильмов – дело затратное, сложное, требует высокого профессионализма и умения работы в команде.

– Планируете ли еще вернуться на Кунашир, посетить другие острова?

– Планируем. Большая отдельная история – Малая Курильская гряда. Мы были там всего 15 часов, и за это время убедились, что там есть что снимать и что смотреть. Участки заповедника на Малой гряде – отдельный мир, крошечные, но наполненные бурной жизнью островки в океане.

Хотелось бы снять отдельные фильмы про японских журавлей и рыбных филинов, а также курильских медведей.

Для нас каждая особо охраняемая природная территория – это не только природа, но и история места (в том числе геологическая, уходящая вглубь веков и тысячелетий), а ещё – культура и традиции людей, населяющих эту местность. В случае с Курилами хотелось бы включить в фильм сведения о народах, живших на островах когда-то и уже не существующих сейчас, о русских первооткрывателях этой земли и суровых морских просторов.

 

– На каких заповедных территориях России вы еще мечтаете побывать?

– В этом году еще запланированы съёмки в Астраханском заповеднике и на Кавказе. На следующий год очень хотелось бы снять другие особо охраняемые природные территории Сахалинской области, Приморья, север России – тундру и Арктику.

 

– В год столетия заповедной системы России что бы вы пожелали заповеднику «Курилький»?

– Курильские острова – удивительны и притягательны для любителей природы. Хочется, чтобы они сохранили свою притягательность и в ближайшие 100 – 200 – 300 лет. Это будет возможно, если люди будут стараться находить гармонию с окружающей их природой, потому что без природы человек существовать не сможет. Природа делает всё, чтобы сохранить себя, не надо только ей мешать. Поэтому мы желаем заповеднику «Курильский» и всем другим заповедникам и особо охраняемым природным территориям, чтобы у них было больше защитников и людей, которые бы поддерживали и понимали важность их миссии в сохранении мира планеты Земля.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ