Суббота, 20 апреля, 2024

Опять они поют. В Южно-Сахалинске состоялась премьера детской оперы “Брундибар”

 

Сцена из оперы.

 

Любой премьере стоит пожелать успеха, с каким состоялось рождение на сцене Чехов-центра детской оперы «Брундибар».

Премьера детской оперы, первой на Сахалине, стала послесловием-посвящением сегодняшнего творческого детства Дню Победы. О том, что этот жанр чрезвычайно востребован публикой, говорил российский руководитель международного проекта, московский режиссер Мстислав Пентковский, раз за разом вызывающий дух «Брундибара» – в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Владикавказе. Южно-Сахалинск стал самым дальним городом в географии грандиозного культурно-исторического проекта.

Причастность нашего города к прошедшей великой войне для постановщика столь же принципиальна, как и прочие слагаемые успеха: наличие Южно-Сахалинского камерного оркестра, областной детской филармонии, сильнейших музыкальных педагогов, способных выпестовать талантливых детей. Сахалинский «Брундибар» растила в течение года объединенная команда: помимо режиссера это петербургский художник Вячеслав Окунев, автор либретто Лилия Виноградова (Италия), с нашей стороны – главный хормейстер Валентина Тутурова, хореограф Екатерина Маринина, художественный руководитель Южно-Сахалинского ка-мерного оркестра Тигран Ахназарян.

Имя антивоенной опере дал шарманщик Брундибар, олицетворение обаятельного зла, противостояние которому стало стержнем музыкального действа. «Брундибар» мог остаться в истории музыки веселой оперой о детской дружбе и взаимопомощи – сюжет на все времена, если бы не контекст, создавший его судьбу, – «когда бы не было войны». Ведь в 1938 году композитор Ганс Краса и его соавтор, литератор Адольф Хоффмайстер не могли предвидеть, что детская музыкальная история, написанная по заказу Пражской национальной оперы, будет знаком надежды и сопротивления для маленьких узников-артистов в фашистском концлагере Терезиенштадт. На петербургской премьере на сцену Мариинского театра выходили чудом оставшиеся в живых участницы постановки в Терезиенштадте. В Южно-Сахалинске ее первыми зрителями стали сахалинские «дети войны».

На сцене утраченная жизнь воспроизведена черно-белыми снимками, спроецированными на огромный экран. Под взглядами артистов того, концлагерного «Брундибара» идет пролог-рассказ о создании и трагической судьбе оперы. А потом на сцене, удивленно озираясь, появляются дети с лицами, чуть тронутыми гримом, в неброских костюмах, со старыми чемоданами в руках, и вы вряд ли найдете отличия между черно-белым прошлым и цветным настоящим. Детский мир, такой живой и непосредственный, объединился, чтобы помочь Пепичке и Анни спасти больную мать, а бездарное, скрипучее зло побеждено песней. Светлый музыкальный материал Ганса Красы тонко воплотил коллектив под управлением маэстро Тиграна Ахназаряна, который в этом году особенно преуспел, приобщая юную публику к классике (проекты «Чиполлино», «Щелкунчик»).

На главные роли были выбраны два состава исполнителей: ученица центральной детской музыкальной школы Южно-Сахалинска Полина Гринь и Александр Румянцев из лицея № 2, Елизавета Решетникова (ЦДМШ) и Павел Алдаков (Сахалинский колледж искусств). А всего было задействовано около 50 учащихся всех детских музыкальных школ и школ искусств областного центра. Из профессионалов сцены – только один, актер Сахалинского театра кукол Евгений Панихин в роли злодея-шарманщика. По мнению директора областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства Елены Манойленко, работа над «Брундибаром» стала самым грандиозным мастер-классом для поющих детей Сахалина. Педагоги, не сговариваясь, отмечали, с каким жаром дети стремились попасть в «Брундибар», как добросовестно репетировали под руководством замечательного педагога Валентины Тутуровой, собираясь каждые выходные в течение года. Не только оттачивали вокальные партии, но и получали новые навыки – сцен движения, актерского мастерства, диалога с Южно-Сахалинским камерным оркестром. Даже самые маленькие (а на сцене пели дети начиная с 11 лет) в полной мере прочувствовали, как непросто быть артистами, что, впрочем, ничуть не снизило градус энтузиазма.

Но «Брундибар», осуществленный при поддержке регионального правительства, не только профессионально исполненная работа, масштабы которой перекрывают предыдущий опыт коллективного сотворчества. Эффект «Брундибара» не пройдет даром для юного поколения по обе стороны рампы. Через музыку мира и детства приходит память о войне, осознание торжества духа над смертью. Этот посыл услышал зал. Вместо запланированной одной премьеры пришлось дать три, и организаторам придется думать, как в дальнейшем удовлетворить ажиотажный спрос. «Брундибару» и одаренным детям Сахалина обещаны гастрольные маршруты.

И. Сидорова.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ