Четверг, 25 апреля, 2024

Под одной шинелью. Театральный фестиваль “Сахалинская рампа”

Сцена из спектакля “Старший сын”.

III театральный фестиваль «Сахалинская рампа» идет в Южно-Сахалинске. Составителями его программы явно руководило стремление воплотить в жизнь заветы Вильяма не нашего Шекспира насчет того, что есть весь мир и кто в нем люди. Мир не мир, но культурную столицу области было решено сделать на десять дней июня театральной.

Без границ

На этом фестивале театр стремится проникнуть во все поры городского организма, пользуясь разными ключами – музыка, танец, поэзия или фотография, лишая любого прохожего синдрома постороннего. Можно проходить по театральному скверу и случайно наткнуться на фланирующих писателя Чехова с актрисой Книппер или услышать поэтические голоса Серебряного века. В областной научной библиотеке фестиваль активно «пиарят» в акции «Писатели на все времена» цитатами из Гоголя и Чехова, которых литература и театр считают своими в равной мере. Прологом спектакля по Гоголю (его особенно много в этой программе) может стать встреча с его живыми и озорными героями из Малороссии, которые поинтересуются вашим читательским списком и заодно нагадают чего-нибудь хорошего. А концертная площадка у Чехов-центра так хорошо вписалась в городскую атмосферу своим многоголосием (классика, народная песня, бальные танцы, самопальная вольница «Вольных музыкантов» и т. д.), что, может быть, имело смысл оставить ее на ПМЖ, по крайней мере на лето. Пусть звучит… И так каждый раз – театр обнимает праздничным настроением исподволь, не особо интересуясь степенью вашей театральной отравленности, но приумножая ее.

Конечно, главные события вершатся в Чехов-центре, играют по два раза в день кряду, и необязательно на сцене. 300 человек представляют театры-гостей, причем с театрами Сибири и Дальнего Востока, несмотря на соседство, встречаться посложнее, чем с москвичами, а профессиональный взлет далеко не гарантирует бытовой устроенности и официального признания. Играют в «черном зале», для сужения пространства отсекают амфитеатр, делят сцену со зрителями. Все-таки фестиваль традиционно стремится к общению на близкой дистанции, глаза в глаза, а не к широте стадионов, к разговору, а не митингу. Как определил программный директор фестиваля, театровед и режиссер Александр Вислов, вектором «Сахалинской рампы» стала «реновация классики». Большинство спектаклей поставлено по произведениям школьной программы, и это западня для некоторой части зрителей, которая «покупается» на знакомое название и готова тиражировать привычные ощущения. А не получив искомого, покидает зал на полуслове, бросая в раздражении нечто вроде: пропал дом… Но фестиваль выводит зрителя из зоны комфорта, ведь он проводится для формирования новых правил игры, а не для консервации любимой старины, и текст Гоголя или Вампилова отнюдь не охранная грамота.

Кому тут

жить хорошо

Театр открывает нам великую литературу, вкус которой отбит на школьных уроках, а во взрослые годы все недосуг прочитать. Но ощущения упущенного беспросветно нет. Спектакли для молодежной аудитории появлялись на фестивале и раньше, и очевидно, что для адресной точности они должны создаваться их ровесниками, хотя и на классической основе. Взрыв и вынос мозга обеспечен зрителям спектакля по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», который молодой режиссер Павел Макаров увидел рок-ораторией. Новое прочтение от Хабаровского ТЮЗа идет в двух измерениях: на фоне знаменитого фильма Виталия Мельникова 1976 года, противовесом и преемником которого выходит действо на сцене – с клоунами, рок-н-роллом и диким драйвом, отражающим нервическое мироощущение тотального одиночества молодого человека в начале ХХI века. Спектакль вышел эпатирующим, брутальным, очень смешным, с прекрасными актерскими работами Виталия Федорова, Михаила Тычинина, Андрея Шрамко, Галины Бабуриной и Анастасии Дымновой. Из истории невинного обмана двумя молодыми балбесами простодушного папы Сарафанова развилась вечная тема о чувстве дома, семьи, когда ты нужен и тебя ждут днем и ночью.

Вряд ли вы поедете специально в маленький якутский город Нюрба, откуда городской передвижной театр добирался на Сахалин трое суток на всех видах транспорта, чтобы увидеть «Шинель» Юрия Макарова, чье творчество питают три составляющие – классика, музыка и якутская мифология. Этот театр живет в помещении летнего кинотеатра полувековой постройки, но его «Шинель» включена в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая Маска» сезона 2015 – 2016 годов. История человеческой единицы, в которой гоголевская мистическая энергетика удваивается за счет этнической глубинно-первобытной основы, решена почти бессловесно, потому что в этом нет необходимости. Ибо эту «Шинель» нужно ощущать, как сгущающуюся тьму, слышать в музыке Вагнера, в тяжелой грации безымянной свиты, символизирующей каменный якутский Петербург. Жизненное пространство Акакия Акакиевича (Петр Винокуров) скукожено до деревянного дома-футляра – в нем рождается, в нем и умирает, а полнота жизни – до мечты о новой шинели, которая становится фетишем. Он получит шинель с золотыми нашивками вроде аксельбантов, что даст основание затурканному бедолаге расправить плечи, а робкая улыбка станет чуть шире. При посредничестве Гоголя, играя на контрасте «лед и пламень», театр говорит о дефиците милосердия человека к ближнему своему.

Чехов-центр не преминул выставить напоказ свои работы для экспертной оценки столичными театральными критиками – «Вишневый сад», «Скупой», «Остров Счастье». Последний все еще находится в тестовом режиме, премьера «Острова Счастье», по словам постановщика, главного режиссера Чехов-центра Александра Агеева, состоится в одном из северных муниципальных образований в сентябре. Спектакль-вербатим был замыслен к 70-летию области, и московский драматург Родион Белецкий создал текст на основе интервью с реальными сахалинцами, которые собирали всем театром, – 50 часов диктофонных записей про любовь, детей, жизнь, мечты и вообще сильно ли вы тут счастливы, господа хорошие. Интимные разговоры предполагают камерный формат соучастия, и актеры ведут их в двух шагах от зрителей. Судьбы складываются в коллективный портрет Сахалина, а спектакль раскручивается в форме Дня города – с песнями, танцами на площади, ростовыми фигурами и речами одиозного чиновника про то, как мы семимильными шагами движемся к процветанию на всех фронтах. Несмотря на праздник в городе, «Остров Счастье» пишет картину наших будней, сумев удержаться в довольно сдержанной тональности – без черного надрыва, но и без истерической эйфории типа «Сахалин, ты лучший на Земле». Театр вышел на улицу, зацепил подлинные истории, которые воспринимаются зрителями близко к сердцу, и они, в свою очередь, ворошат личные эмоции. Это очень интересный опыт театральной социологии (первым был спектакль «Плывет» Даниила Безносова), который обречен на живой отклик публики.

Сцена из спектакля “Остров Счастье”.

Фестиваль продолжается, и, наверно, стоит поберечь восторженные эпитеты в адрес того или иного участника, то ли еще будет. Но уже видно, что случайных работ в программе нет. На этой театральной ярмарке организаторы обеспечили сахалинцам разновеликие впечатления.

И. СИДОРОВА.

Фото С. КРАСНОУХОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ