Полигон замедленного действия. Экология

В городе должно быть чисто, мусор -  на свалку.

В городе должно быть чисто, мусор – на свалку.

Областные власти обещают в ближайшие годы решить проблему утилизации отходов в Южно-Сахалинске. В региональном министерстве природных ресурсов полагают, что  при оптимистичном варианте развития событий новый полигон  для размещения твердых бытовых отходов (ТБО) в окрестностях карьера «Известковый» может быть введен в эксплуатацию не ранее чем в 2018 году. Скептики считают такой прогноз чересчур оптимистичным, ведь подобные бодрые заявления регулярно звучат уже много лет, а воз и ныне там – как возили отходы на старую свалку, существующую с 1946 года, так и возят по сей день.

Новый полигон ТБО в районе карьера «Известковый» сначала планировали к сдаче в 2014 году. Судя по официальной информации, датированной февралем 2017 года, работы выполнены лишь на 41 проц. В чем причина затяжки, почему не соблюдаются сроки?

С этим вопросом редакция обратилась в официальные структуры. На днях поступил ответ за подписью и. о. руководителя ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области» О. Шершневой. Вот что в нем говорится.

По итогам электронного аукциона между ОБУ «Управление капитального строительства правительства Сахалинской области» и ООО «Строительные технологии» (далее – подрядчик) был заключен государственный контракт от 24.02.2014 года на выполнение работ по строительству объекта «Полигон твердых бытовых отходов в г. Южно-Сахалинске». Цена контракта – 419 млн. 441 тыс. 357 рублей.

В соответствии с постановлением правительства области от 31 декабря 2015 года  «Об утверждении адресной инвестиционной программы Сахалинской области на 2016 год» и дополнительным соглашением от 10 января 2016 года по контракту произошла замена лица на стороне заказчика. Вместо УКС областного правительства в роли заказчика выступило ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области».

В соответствии с условиями контракта изначально срок выполнения работ по строительству составлял 270 календарных дней, он истекал 20 ноября 2014 года. По условиям мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, подрядчик должен был выполнить работы по контракту в срок до 30 сентября 2015 года. На 1 января 2016 года подрядчиком было освоено около 91 млн. рублей, что составляло всего 20 проц. от стоимости контракта, при этом техническая готовность объекта составляла не более 22 проц. Дирекцией были приняты меры для увеличения темпов. В 2016 году объект был в полном объеме обеспечен финансированием, весенне-летний период 2016 года благоприятствовал строительству, но, увы, подрядчик вел работы ненадлежащими темпами, отставание по графику не устранялось. В июле 2016 года было принято решение о расторжении госконтракта с ООО «Строительные технологии» в одностороннем порядке.

Ситуация усугубляется еще и таким обстоятельством. 30 мая 2014 года подрядчику был перечислен аванс в сумме 125 млн. 832 тыс. 407 рублей, что составило 30 проц. от цены контракта. На момент расторжения контракта у него остался неотработанный аванс в сумме 67 млн. 737 тыс. 425 рублей, который не был возвращен заказчику. По такому поводу последовало обращение в арбитражный суд. 22 марта 2017 года определением этой инстанции в рамках рассмотрения судебного дела о признании ООО «Строительные технологии» банкротом в отношении подрядчика была введена процедура наблюдения. В связи с этим сумма неотработанного аванса теперь подлежит взысканию в рамках дела о банкротстве. Таким образом из-за действий недобросовестного подрядчика по независящим от заказчика обстоятельствам социально важный объект не был построен в установленный срок.

В соответствии с остатками лимитов финансирования в 2016 году были проведены электронные аукционы по поставке щебеночного отсева для устройства защитного слоя карты № 1 и проведению строительно-монтажных работ первой пусковой очереди. Победителем стало ООО «Сахалинстройальянс». Предприятие-победитель выполнило обязательства в полном объеме и в установленные сроки, это помогло довести состояние объекта до 41 проц. готовности и предотвратить разрушение того, что было построено ранее.

Что дальше? Для завершения строительства в полном объеме требуется около 240 млн. рублей. Министерством строительства области изысканы средства для финансирования объекта, соответствующие корректировки вносятся в бюджет. Планируемые сроки по заключению контракта – вторая половина августа 2017 года. Срок завершения работ по проекту – шесть месяцев с момента заключения контракта.

О. Шершнева полагает, что не может быть и речи о приостановке строящегося полигона ТБО, для этого нет оснований. Проектная документация прошла необходимые согласования и экспертизы.

Что касается строительства пункта перегрузки ТБО, то, как выяснилось, дирекция к нему отношения не имеет. Из открытых официальных источников в интернете стало известно, что инициатором проекта по строительству пункта перегрузки ТБО г. Южно-Сахалинска выступает министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды области. На сегодня получено положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию, датированную еще апрелем 2014 года. Требовалась корректировка этой документации в части оборудования. Судя по данным на сайте госзакупок, в марте – апреле был проведен открытый конкурс и по его итогам заключен контракт с компанией-победителем на корректировку. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 5 млн. 968 тыс. 400 рублей, один из двух участников конкурса предложил цену 2 млн. 781 тыс. 880 рублей и победил.

Сколько же будет продолжаться эта история со строительством полигона ТБО в областном центре? Еще в 2006 году по исковому заявлению природоохранной прокуратуры Южно-Сахалинским городским судом вынесено решение о возложении на администрацию областного центра обязанности прекратить эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, который эксплуатировался в нарушение лесного, земельного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до 31 августа 2008 года. Последующими судебными актами срок исполнения решения Южно-Сахалинского городского суда неоднократно переносился.

Десять лет тому назад, а точнее, в начале января 2007 года В. Гомилевский, ныне депутат областной думы, а в ту пору первый вице-мэр областного центра, комментируя ситуацию с очередным возгоранием мусора на главной городской свалке, публично заявил: «С похожей ситуацией мы уже сталкивались ровно два года назад. 1 января 2005 года горел и тлел мусор по всему периметру свалки. Тогда были предприняты беспрецедентные меры. Более 70 тысяч кубометров грунта ушло на создание саркофага, закрывшего склоны и поверхность свалки метровым слоем земли. Тем самым мы решили многолетнюю проблему. Свалка перестала гореть и оказывать пагубное влияние на экологию города. Нынешнее возгорание, по моему мнению, результат безответственной деятельности людей, взявшихся за вопросы утилизации мусора, их беспомощности. В течение 2007 – 2008 годов мы реализуем проект по строительству нового полигона, но за эти два года нужно предпринять меры, чтобы такие пожары не допускались, а в случае их возникновения ликвидировались за несколько часов».

Сколько десятков миллионов рублей уже вбухано в нереализованные проекты, связанные со свалкой, сколько раз экологи били в колокола, указывая на близость старого полигона к нерестовым рекам и на потенциальные угрозы экологии… Но результата в виде нового полигона ТБО как не было, так и нет.

Я. САФОНОВ.

401 Все просмотры 2 Просмотров за день