Предупрежден – значит вооружен. Льды наступают

Ledyanyie-shatryi

Ледовая обстановка у южных Курил с каждым днем становится сложнее. На днях теплоход «Игорь Фархутдинов» пробился к порту Курильска с большой задержкой по времени – вместо 21 часа по плану на рейс из Корсакова потребовалось почти 50 часов. Судно обходило большое ледовое поле и было вынуждено некоторое время пережидать в территориальных водах соседней Японии. Сейчас мореходы, чтобы добраться до Курил, используют Сангарский пролив между японскими островами Хонсю и Хоккайдо.

Дальше ледовая обстановка будет еще сложнее. Например, в 2017 году «Игорь Фархутдинов», имеющий малый ледовый класс, выполнил рейс 26 февраля, после чего вплоть до начала апреля пробиться к Курилам даже не пытался. В середине марта в порт, что расположен у с. Китовое на Итурупе, смог пробиться сквозь ледовые поля теплоход «Семен Дежнев», с большим трудом доставивший около трех тысяч тонн грузов. На обратном пути возникли технические проблемы с рулевым управлением. Позже выяснилось, что неисправность связана со сбоем электроники. Дальше потребовалось время на преодоление мощного ледового покрова, на все ушло трое суток.

Как комментируют эти события сами курильчане? Говорят, обычное дело, бывало и покруче. Например, в 2013 году Итуруп находился в ледовой блокаде более двух месяцев, и областным властям пришлось в экстренном порядке организовать снабжение населения свежими продуктами с использованием авиации. В 2016 году предприниматели также доставляли их небольшими партиями самолетами. Правда, цены тогда в магазинах взлетели заметно – килограмм свежих огурцов можно было приобрести за 500 рублей. Сейчас же свежепривезенные огурцы стоят в Курильске 117 рублей за килограмм. Старожилы помнят, что и в советские времена навигация на Курилы была ограничена по срокам – в ноябре обычно пассажирские перевозки морем прекращались, в апреле-мае возобновлялись.

М. Кузнецов, начальник отдела морских прогнозов Гидрометцентра ФГБУ «Сахалинское УГМС», обращает внимание на другой важный аспект. Мореходство в Сахалинской области всегда было непростым делом, поэтому особое внимание уделялось ледовой разведке. Вплоть до 1992 года осуществлялась воздушная ледовая разведка, когда один-два раза в декаду в обязательном порядке выполнялись облеты акватории на небольших самолетах Ил-14 или Ан-26. Эти исследования, конечно, не дают такой масштабной картины, как спутниковые снимки, но позволяют видеть детали, узкие проходы между льдинами, по которым можно выводить на чистую воду застрявшие суда. В советское время действовала и такая практика: по линии Сахалинрыбпрома проводилась вертолетная разведка у берегов Шикотана, Кунашира. Исследования были необходимы для работы рыбопромышленников. В современных условиях неоценимую помощь в исследовании ледового припая, особенно для нужд МЧС, могли бы оказать беспилотные летательные аппараты. Увы, сегодня состояние припая оценивается лишь путем выхода на лед специалистов, проводящих свои измерения два-три раза в неделю. Какая уж тут оперативность! Спутниковые исследования тоже очень важны, но из-за финансовых трудностей отдел морских прогнозов не имеет возможности вести полноценный мониторинг, заказывать дорогостоящие спутниковые фотоснимки с высокой детализацией, подытожил М. Кузнецов.

Между тем у областного минтранса большие планы по развитию морского судоходства. Объявлено о кардинальных изменениях морских портов островного региона – в частности, корсаковского и поронайского. Запланированы миллиардные инвестиции, намечены сроки… Стало быть, кардинально возрастет и интенсивность судоходства в наших широтах в разное время года. Напрашивается вывод о необходимости оживления ледовой разведки, но пока на сей счет тишина.

В истории области найдется немало примеров, когда, в том числе и из-за недостатка информации, в ледовом плену оказывались различные суда. В январе 2011 года, например, в Сахалинском заливе попали в беду сразу несколько судов с общей численностью экипажей на них более пятисот человек. Пришлось развертывать масштабную спасательную операцию с привлечением вертолетов, двух ледоколов. Особенно много проблем возникло с буксировкой на чистую воду плавбазы «Содружество», корпус которой оказался шире самого большого ледокола на Дальнем Востоке… Все суда, попавшие в эту западню, не были приспособлены к плаванию во льдах, зашли в залив, чтобы укрыться от шторма. Ледовую разведку с воздуха в том памятном случае пришлось проводить в чрезвычайном порядке уже по свершившемуся факту. Задача перед авиаторами стояла рискованная – погодные условия их работе не благоприятствовали, видимость была ограничена тремя сотнями метров, дул сильный ветер… Будь в распоряжении капитанов судов подробные прогнозные данные о поведении льдов в данном районе, всех этих рисков и сложностей удалось бы избежать.

Я. САФОНОВ.

203 Все просмотры 1 Просмотров за день