Пятница, 26 апреля, 2024

Роман с физикой. Педагогическая поэма

Елена Бегишева.

Свою птицу счастья Елена Бегишева поймала нынешней весной, причем на удивление легко и неожиданно. Ею оказался большой хрустальный Пеликан – главный приз абсолютному победителю областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года-2017». Обычно у соискателей такой награды большой стаж работы, профессиональный опыт, солидный портфель достижений… А Елена приручила птицу в первый же год работы на Сахалине.

Переехать из Кемерово в Шахтерск предложил Артур – муж Елены, до этого полгода проработавший на острове. Супруга, которая всегда «за» неожиданные повороты судьбы, на этот раз до последнего сомневалась: подойдет ли сахалинский климат семилетнему сыну Руслану? По этой причине Бегишевы много вещей с собой не брали – прибыли на остров с тремя чемоданами. Но тревоги, к счастью, оказались напрасными.

Как только немного обустроились, Елена сделала запрос на вакансии в Углегорск. Оказалось, средней школе № 1 Шахтерска нужен учитель физики.

– До этого я три года с большой нагрузкой работала в профильных классах, – рассказала она. – Выпускники в Сибири в большей степени ориентируются на физико-математические специальности. А в школе Шахтерска профильных классов не было, и мне, кроме физики, предложили вести еще и информатику.

На вопрос, как среди тысяч профессий она нашла свою единственную, Елена ответила, что физика увлекла ее с первого урока. В девятом и одиннадцатом классах она по выбору сдавала экзамены по этой дисциплине. А получив аттестат, поступила на физико-математические факультеты двух вузов – индустриального и педагогического, но предпочтение отдала последнему. Возможно, не без влияния бабушки – учителя русского языка и литературы и деда – школьного музыканта. В детстве они заменили ей родителей.

Не испугал девушку и ответ бывшего классного руководителя. На ее вопрос, очень ли тяжело работать в школе, учитель информатики выдала: «Трудно только в первые 30 лет, потом привыкаешь».

Из дневника молодого специалиста Елены Бегишевой:

«Диплом Кузбасской государственной педагогической академии становится для меня пропуском в мир школьной жизни. Я – учитель. От этой мысли сердце сначала сладко замирает, а потом начинает тревожно биться. Буду работать в старших классах. Директор успокаивает: «Дети взрослые. Проблем с дисциплиной быть не должно. Они ждут учителя, им готовиться к экзаменам».

Первый рабочий день. Страх, волнение, переживания. Знакомлюсь. Оказывается, мое имя знают. Представляются сами: Никита, Дима, Ульяна… Обезоруживающая улыбка – и знакомство состоялось. Урок прошел. Дети интуитивно признали во мне ровесника, просто хорошо знающего предмет и желающего поделиться с ними своими знаниями. Утверждаю: мои последующие уроки должны быть лучше.

Снова сажусь за учебники, спецификации, решаю задачи. Прошу помощи у опытных учителей. Не стесняюсь спрашивать, советоваться, признавать ошибки. Ищу, пробую, нахожу новые формы работы. Первый учебный год подарил мне возможность переживать не только собственные успехи и победы, но и победы моих учеников, удивление и восторг от сделанного открытия. Победа в научно-практической конференции школьников, хорошие результаты ЕГЭ, благодарности от родителей на выпускном вечере меня окрылили».

В следующем учебном году молодая учительница осталась единственным физиком в школе. Вела уроки не только у старшеклассников, мотивированных на поступление в вузы, но и у семиклассников, чей возраст называют трудным. Надо было найти иные подходы к менее дисциплинированным, но более активным ученикам. Подсказкой к решению проблемы стала фраза известного физика Петра Капицы: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая».

Из дневника Елены Бегишевой:

«Понимаю, что только знанием своего предмета авторитета не завоюешь. Стараюсь быть понятной, даю яркие примеры. Семиклашки бесчинствуют. Гоша, хулиган и заводила с последней парты, так и заявляет: «Зачем мне ваша физика? Давайте лучше мультики посмотрим». Хорошо. Смотрим мультики и… видим в них физику. Придумываю задачи по фрагментам мультфильмов, дети предлагают идеи. Так возникла совместная проектная работа по созданию «Мультзадачника». В работу включились и старше-классники, ведь мультфильмы любят все. Спасибо тебе, Гоша. Иначе бы не было победы на областном конкурсе молодых педагогов и денежного поощрения от губернатора области».

Сегодня игровую технологию, которую применила Елена, называют мудреным словом «эдьютейнмент» – обучение с развлечением. Дети не заучивают материал школьной программы, а, развлекаясь, образовываются и делают это с большим удовольствием! В играх, «физических брейн-рингах» легче преодолеваются трудности и психологические барьеры, у ребят обнаруживается творческая смекалка, развивается воображение, появляется критичность мышления.

Взглянуть на любимые мультипликационные и художественные фильмы сквозь призму точной науки оказалось очень занимательным занятием. В сюжетах удавалось обнаружить какое-то физическое явление, физический закон или физическое несоответствие по определенной теме или разделу. Той самой изюминкой, качественно меняющей восприятие учеников, стал здесь анализ не текстов, а видеофрагментов.

– Мультимедийный экран сейчас есть в каждом классе, – рассказывает Елена. – На нем демонстрируются эпизоды мультфильмов. С помощью компьютерной программы нужный фрагмент вырезается и за пару минут вставляется в задание урока. Формулируются творческие задачи, причем иногда самими учениками. Они словно вступают в диалог с авторами мультфильмов, соотносят и определяют, где истина, а где ложь, где правда, а где вымысел.

К примеру, в видеосюжете из мультфильма «Ну, погоди!» волк мчится на катере по озеру, а затем на большой скорости вылетает на берег и продолжает управлять катером как машиной, хотя у него нет колес. Возможно ли такое с точки зрения физики? Ведь действуют силы механики, силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел, силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Девятиклассники быстро обнаруживают в эпизодах различные несоответствия.

Когда изучали звуковые волны, Елена воспроизвела на экране эпизод из сказки «Морозко», где Баба Яга слушает землю, и предложила ответить на вопросы: «Зачем Баба Яга приложила ухо к земле? Где быстрее распространяется звук? Почему скорость звука неодинакова в различных средах? Будет ли она зависеть от температуры и почему?».

В художественном фильме «Звездные войны» учительница обратила внимание ребят на фрагмент, где космические корабли с грохотом атакуют друг друга. Между тем обязательное условие распространения звуковых волн – наличие упругой среды. Ее в безвоздушном космическом пространстве нет.

Школьники пришли к выводу, что авторы фильма погрешили против истины – звуки там не слышны. И в доказательство вместе с учительницей создали прибор для исследования распространения звуковых волн в разреженном воздухе. Взяли шприц, наушники и плеер. Через наконечник для иглы вставили в шприц миниатюрный наушник, отверстие герметично закрыли и воспроизвели музыку через плеер. По мере того как поршень шприца вытеснял воздух, создавая разреженное пространство, звук исчезал.

Сегодня в авторском электронном сборнике Е. Бегишевой коллекция из 150 оригинальных мультипликационных и экспериментальных задач различной степени сложности: простые, комбинированные, творческие… Их яркость, новизна, занимательность вызывают у ребят живой интерес к физике. Дополняют задачник методические рекомендации автора. Эта работа Бегишевой в 2013 году была отмечена дипломом и целевой премией губернатора Кемеровской области.

На конкурсе «Учитель года Сахалинской области-2017» мультзадачник заинтересовал жюри и ректорат областного института развития образования. Издание скоро выйдет в свет в книжном формате, и сахалинская финалистка всероссийского профессионального конкурса представит его в Москве.

Из дневника Елены Бегишевой:

«За плечами сотни проведенных уроков. С них начинается и ими заканчивается школьный день. Уроки в моей голове. Я их обдумываю, планирую. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими. А еще – советами, нотациями, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями… Успехи учеников дарят радость, приносят минуты восторга. Но оставаться прежней нельзя. Удача: на летних каникулах еду в Москву углублять знания по предмету».

Характер у Елены мягкий. Признается: «Иногда иду в школу с мыслью, что сегодня буду строгим педагогом. А детвору увижу – расплываюсь в улыбке».

Она еще и практический психолог и убеждена: в школе не должно быть механической работы: отчитал часы и ушел, надо что-то постоянно придумывать, чем-то удивлять и увлекать детей.

– После каждого урока смотрю на себя глазами ученика с последней парты, – признается Елена. – Спрашиваю себя с пристрастием: было ли комфортно на уроке? оказались ли интересными задания? получилось ли преподнести учебный материал свежо, занимательно, по-новому?

Из дневника Елены Бегишевой:

«Четвертый год работы в школе.

– Елена Валерьевна! Срочно заполните электронный журнал!

– Бегишева! У вас долги: нет плана воспитательной работы, социального паспорта класса, фото с мероприятий!

– Елена! Где журнал по технике безопасности?

Так много всего, что «должен» учитель. Парадные отчеты. Педагогические модные тенденции. Некогда увлечь идеями, творить… Стоп. Я – учитель. Надо гнать прочь грустные мысли, плохое настроение, зависеть только от собственных принципов, слышать только одобрение и благодарности, терпеть все невзгоды, если они на тебя обрушатся. Я стараюсь следовать этим принципам».

Девизом молодого педагога стали слова: «Учить детей не для школы, а для жизни». Она стремится, чтобы в каждом уроке был воспитательный аспект. Ведь сейчас в образовании на первое место, опережая предметное обучение, выходит воспитание. Важны не заученные знания, а компетенции, умение работать в группе, в паре, анализировать, критически мыслить. И вообще главное, чтобы выпускники выходили из школы хорошими людьми. Зачем стране физики и математики, которые будут плохими людьми с плохими жизненными целями?

– Моя практическая задача – привести роман ученика с физикой к счастливому продолжению. А для этого подготовить выпускников, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и хорошими личностными качествами, – рассказывает Елена.

Как классный руководитель, начиная с сентября она каждую неделю проводит классные часы и беседы. На каникулах вместе с детьми ходит в кино, к морю, на каток и лыжные прогулки. Общение в неформальной обстановке сплачивает. В новом учебном году ее ребята пойдут в восьмой класс.

Из дневника Елены Бегишевой:

«Думаю, что именно открытость миру и новым знаниям помогает мне находить общий язык с учениками. Для них я – рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к собственным открытиям (а это ли не современные стандарты?). Не боюсь хвалить ребят. Это воспитывает уверенность в себе, побуждает интерес к знаниям. Одних похвалю за помощь, только предложу такое задание, которое им легко выполнить, а затем признаюсь, что у меня бы так не получилось. Других привлеку к участию в спектакле, а с некоторыми подготовлю эксперимент и дам возможность блестяще выступить на уроке.

Стараюсь быть интересной для своих учеников, занимаюсь профессиональным развитием. Все, чем живу и дышу, делаю с увлечением, будь то подготовка к урокам, профессиональная учеба, исследовательская деятельность, социальные или творческие проекты. Я способна давать тепло, умею сопереживать, хочу своевременно помочь каждому ребенку. Вызываю для беседы родителей ученика и, глядя в глаза виновнику всего разбора, начинаю его защищать. Что же движет мной в этот момент? Жалость? Нет! Сострадание, привязанность, действенная любовь к каждому ребенку и ко всем детям».

Согласившись поучаствовать в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Учитель года-2017», Елена Бегишева на победу не рассчитывала. В силу того, что не местная, почву под ногами толком не почувствовала. Не знала, на каком уровне здешнее образование. Она к себе настолько строга, что даже победы на городском и региональном этапах конкурса не дали ей ощущения, что она на шаг впереди коллег. Однако со стороны, как говорится, виднее: абсолютным победителем ее назвало несколько составов жюри.

В средней школе № 1 Шахтерска обладательницу большого хрустального Пеликана встретили цветами и поздравлениями. Ученики приготовили плакат, изобразив победителя на пьедестале в окружении ярких воздушных шаров. Коллектив устроил праздничное чаепитие и пожелал в сентябре достойно представить сахалинских учителей среди 85 финалистов всероссийского этапа конкурса.

– Конечно, приятно быть замеченной и отмеченной, – с улыбкой говорит Елена. – Но я не чувствую, что сделала что-то необычное, и от этого испытываю некоторую неловкость. А вообще я счастливый человек. Стараюсь в каждом дне находить радостные минуты. Красивый остров подарил новые места, яркие ощущения, знакомства с удивительными людьми, новые цели. Сегодня, как и прежде, я не сомневаюсь, что мое место – это работа в школе учителем.

Л. Степанец.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ