Пятница, 19 апреля, 2024

С милого Севера в сторону Южного. Пригласительный билет

 

В Южно-Сахалинске все активнее заявляет о себе недавно созданный филиал областного художественного музея – центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли».

Несмотря на то, что учреждение еще находится в стадии становления, обустройства и комплектации фондов, его сотрудники увлеченно работают над воплощением оригинальной концепции центра. В частности, при поддержке компании «Сахалин Энерджи» в рамках фонда социальных инициатив «Энергия» они реализуют грантовый проект «Когда б весь год веселый праздник длился…».

Посетителей здесь знакомят с календарными русскими праздниками, народными ремеслами, приглашают на проведение мастер-классов лучших умельцев России. Так, известная рукодельница Мария Дмитриева из Сергиева Посада учила детей и взрослых делать русские народные игрушки. Другие мастера преподали островитянам азы городецкой росписи и валяния шерсти. А на днях серию занятий по особенностям кроя традиционных русских рубах и сарафанов провела научный сотрудник Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Наталья Меньшикова.

Наталья Меньшикова.

Желающих посетить мастер-классы оказалось намного больше, чем мест в учебном зале. Рукодельница показала сахалинцам, как выполнять старинные русские швы, в том числе шов-роспись, очень красивый и графичный. Сама она в совершенстве владеет искусством народной вышивки, плетения поясков-оберегов и изделий из бересты и веток ивы, создания различных фигурок из текстиля.

Кому из южносахалинцев повезло приобщиться к традициям старинного ремесла, те очень довольны. Они не только обрели некоторые навыки, но и ознакомились с выставкой «Русский Север. Культура Каргополья». На ней демонстрировались как экспонаты из фондов областного художественного музея, так и те, что Наталья Меньшикова привезла на Сахалин. В их числе – традиционные русские костюмы XIX – начала ХХ веков: рубаха, сарафан, праздничный костюм-парочка, предсвадебный женский наряд из дорогих покупных тканей с ручным шитьем и вышивкой и свое рукоделие в лучших традициях русского Севера.

В народном искусстве нет ничего случайного, все имеет свои корни и истоки. Каждая вещь уникальна. На выставке можно увидеть кокошники, украшенные речным жемчугом, бисером, тесьмой, золотной нитью. На создание этих женских праздничных головных уборов мастерицы затрачивали до полугода.

В центре можно получить представление о художественном ткачестве, лоскутном шитье, берестяном промысле XIX века. Интересно увидеть, какие замысловатые растительные орнаменты по древним мотивам вышивали мастерицы XIX века золотной нитью на женских платках. Такие вещи надевались по праздникам и передавались из поколения в поколение.

Музейные экспонаты (ендовы, ковши, орнаментированный врубель для глажки белья, светецы – подставки для лучин) могут многое рассказать о быте русичей в XVII – XIX веках. А еще о том, какими трогательными и забавными были каргопольские глиняные игрушки, ведь фигурки птиц, животных и людей создавались в традициях старины глубокой.

– Каргополь – небольшой городок в Архангельской области, он на год старше Москвы и издревле славится северными народными промыслами и мастерами, – рассказала Меньшикова. – Как научный сотрудник музея я занимаюсь массовой работой с посетителями, провожу мастер-классы по пошиву народного костюма, вышивке, изготовлению поясов.

Наш музей работает с дошколятами начиная с трех лет и со всеми образовательными организациями Каргополя. На выбор предлагаем двенадцать оригинальных познавательных программ. Через игры, конкурсы, мастер-классы дети привыкают к музею, проявляют интерес к русской культуре, а повзрослев, приводят сюда своих малышей. Такую практику на вооружение могут взять и сахалинские коллеги.

Не первый год Наталья Меньшикова ведет большую программу «Русский сарафан» для взрослых. Они шьют для себя такие костюмы, а летом выходят в них на праздник народных мастеров. В Каргополе ежегодно проходит такое красочное шествие, в котором участвует около тысячи человек. Причем приезжают мастеровые люди со всей России, к ним присоединяются местные жители.

По словам Натальи Меньшиковой, у народа есть тяга к постижению русских истоков. Люди интересуются народными промыслами, охотно занимаются рукоделием. В музей Каргополья посетители нередко обращаются с просьбой показать им подлинные образцы старинного русского костюма. Им хочется своими глазами увидеть, каким образом они были сшиты и украшены вышивкой. По выходным у Натальи занимается большая группа рукодельниц. Они изучают старинные швы, шьют рубашки и костюмы, изготавливают мужские плетеные пояса.

Как рассказала гостья Сахалина, пояс в древности считался сильным оберегом. Первый пояс младенец получал на 40-й день при крещении, иногда он заменял крестик. На талию малыша надевали льняную красную ниточку или нательный пояс. Они не снимались и под одеждой были невидимы постороннему глазу. По мере роста ребенка оберег увеличивали в размерах.

В русских костюмах всегда присутствовали пояса как символическая защита. Считалось, что нечистая сила не любит круг, а пояс (обычно красный) опоясывает человека кругом. Не случайно выражение «распоясался» означает духовную потерю: стал распущенным, недисциплинированным, развязным, утратившим всякую сдержанность.

Вышивка тоже являлась сильным оберегом. Издревле праздничные и обрядовые рубахи рукодельницы щедро украшали узорами по горловине, оплечью, запястьям, подолу. Причем женщины брались за иголку только с хорошим настроением и, вышивая узор, мысленно желали добра тому, кому предназначалась одежда. А над будничными рубахами не заморачивались, разве что пришивали для защиты от темных сил тесьму или красные полоски.

Как ученый, исследователь и практик Наталья Меньшикова в своей работе следует оригинальным образцам народного искусства русского Севера – где-то их копирует, где-то дополняет. Удивил ее рассказ о том, что в школе она «ужасно не любила уроки труда». Не хотела ни шить, ни вышивать, ни вязать, поскольку это сложно, кропотливо, трудоемко. Но жизнь распорядилась так, что пришлось получить специальность учителя труда, научиться не только шить и вышивать, но и плести из ниток, бересты, ивы… Получив образование, узнала, что ее бабушка (к тому времени ее уже не было в живых) искусно вышивала. Сохранилось ее полотенце. Для Натальи это самое дорогое наследство.

Меньшиковой очень понравился наш остров и та заинтересованность, с какой южносахалинцы посещали мастер-классы. Останется и о ней добрая память в филиале областного художественного музея. Он приобрел авторские работы – женскую и мужскую русские рубашки как образцы древней северной культуры Каргополья. Ведь центру предстоит развиваться, пополнять свои коллекции и приобщать главным образом молодежь к истокам народного искусства.

Л. Степанец.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ