Суббота, 20 апреля, 2024

Школа № 7 в Южно-Сахалинске – школа равных возможностей. Здесь сложились свои традиции, появились достижения и интересный опыт

 

Около 700 детей учатся в южно-сахалинской начальной школе № 7 – одной из двух в областном центре. За десять лет ее существования здесь сложились свои традиции, появились достижения и интересный опыт в образовании, воспитании и внеурочной деятельности. Но, пожалуй, главным отличием школы стало особое внимание к инклюзивному образованию. Коллектив нацелен не только на обучение, но и на социализацию детей с особыми возможностями здоровья, чтобы им было комфортно общаться со взрослыми и сверстниками, чтобы они могли развивать свои способности и найти им применение.

Наш корреспондент встретилась с директором школы, педагогом высшей квалификации, почетным работником общего образования России И. Герасимович.

– Инна Николаевна, как давно вы занимаетесь этим направлением деятельности?

– Пять лет назад к нам пришли дети с проблемами слуха. Они очень хотели учиться не в специализированной, а в обычной начальной школе. Центральная медико-педагогическая комиссия дала положительное заключение. При поддержке городского департамента образования мы создали условия для обучения, адаптации и социализации таких учеников и справились с непростой задачей. Выпускную проверочную работу за 4-й класс дети выполнили на хорошем уровне. Они активно участвовали в жизни школы, подружились с одноклассниками, а те помогали им справляться с проблемами, нашли свои способы общения. К примеру, на смотре строя и песни ребята, не слыша команд, ни разу не ошиблись при пересчетах и поворотах налево-направо. Они были настроены друг на друга.

Нам предложили и дальше развивать инклюзивное образование. В сентябре 2015 года нашу школу внесли во всероссийский реестр образовательных учреждений, реализующих адаптивные программы. А с 1 сентября 2016-го мы приступили к внедрению стандартов для детей с особыми возможностями здоровья.

– Расскажите об этом подробнее.

– Сейчас у нас учится детвора с проблемами зрения и другими заболеваниями. По индивидуальным планам работаем с двенадцатью учениками, имеющими инвалидность. Используем различные формы образовательного пространства. Есть ребята, которые учатся в обычных классах, поскольку их заболевания не требуют создания особых условий. Некоторые обучаются только на дому, но мы приглашаем их в школу на интересные мероприятия воспитательной направленности, чтобы они участвовали в них, пусть даже в роли зрителей или слушателей, и не ощущали своей оторванности от коллектива. Есть девочки и мальчики, которым созданы условия для обучения на дому, но в интегрированной форме. Они могут и в школе заниматься с учителем по индивидуальному плану, и при нормальном самочувствии посещать уроки вместе с классом.

– Кто в школе организует и сопровождает таких детей?

– Все, кто рядом: ученики и педагоги, сотрудники и технический персонал. Ребята окружены атмосферой доброты, заботы, внимания, что, в свою очередь, воспитывает всех нас. Надо сказать, дети в этом возрасте  легко устанавливают отношения и общаются, с желанием приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Играют в прятки и пятнашки с ребятами, которые не видят, а о ребенке с проблемами здоровья уважительно говорят: «Это наша жемчужина», потому что он особенный. Наблюдать за тем, как ребята общаются, трогательно и поучительно даже для нас, взрослых. Так сообща и достигается цель инклюзивного образования – включение в социализацию.

– Если конкретизировать, то какие условия созданы для такой категории школьников?

– В 2011 году при переходе на новые образовательные стандарты по линии регионального министерства образования мы получили современные наглядные учебные пособия и интерактивные комплексы (в каждом кабинете – доска, компьютер и проектор). В том же году наше учреждение оказалось в числе победителей конкурсного отбора школ, внедряющих инновационные проекты «Наша новая школа», и выиграло 1 млн. рублей. На эти средства мы также приобрели новое оборудование. Теперь в каждом классе есть видеокамера, цифровой фотоаппарат, современное обучающее оборудование, электронные микроскопы, препараты, разновесы и прочее.  В течение двух последних лет в рамках внеурочной деятельности увлекаем детвору занимательной информатикой и робототехникой.

В нынешнем году в рамках городской программы «Доступная среда» в школе появились тактильные дорожки, настенные тактильные таблички с выпуклыми изображениями, сигнальные знаки на дверях классов и дополнительные поручни на лестницах и крыльце с пандусом. Там, где незрячий или слабовидящий ребенок может встретить препятствие, установлены дорожки-ограничители. Специальным образом размечена территория от калитки до крыльца школы. Есть кнопка вызова, чтобы в случае необходимости на помощь ребенку пришел технический персонал: вахтер, дежурный или сопровождающий.

Ребята, которые обучаются на дому, обеспечены компьютерами, подключенными к центру дистанционного обучения Сахалинской области. Там они получают по 10 часов дополнительных занятий. Но, конечно же, основную и коррекционную работу с ними ведут учителя, приходящие на дом.

– Довольны ли вы как руководитель кадровым составом?

– Коллектив педагогов у нас творческий, талантливый. Кроме опытных учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, высшее образование и опыт работы, к нам приходят молодые кадры, и мы это ценим, тем более что они ярко заявляют о себе. Так, в минувшем учебном году психолог Екатерина Денисова приняла участие в муниципальном конкурсе «Дебют» и стала победителем в номинации «Учитель будущего». Молодой учитель иностранного языка Валерия И на муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года-2016» оказалась лучшей в номинации «Традиции в образовании». Как директор я горжусь достижениями коллег и растущим уровнем их мастерства.

– А кто у школы значится в социальных партнерах?

– Мы тесно сотрудничаем с учреждениями культуры и дополнительного образования. Это детская школа искусств «Этнос», областной краеведческий музей, Дворец детского и юношеского творчества, международный центр им. А. Чехова, литературно-художественный музей книги А. Чехова «Остров Сахалин». В социальных партнерах у нас и ГИБДД. С ее сотрудниками проводим различные акции по пропаганде и соблюдению правил дорожного движения.

– Что еще отличает вашу школу, помимо инклюзивного образования?

– Мы не являемся учреждением, которое реализует программу углубленного изучения иностранных языков, тем не менее последние несколько лет наши ребята участвуют в конкурсах на знание английского и в мероприятиях учебного центра КБ «Бридж», побеждают в соревнованиях и занимают призовые места. Они – лауреаты и призеры городского фестиваля иностранных языков. Охотно ставят инсценировки, исполняют песни и стихи на английском.

С 2008 года наше учреждение является базовым по организации городского конкурса исследовательских и творческих работ младших школьников «Я – исследователь». Дважды наши учащиеся-победители выезжали в Москву и Сочи на финал этих всероссийских соревнований. Есть победы на счету учеников и в конкурсах юных интеллектуалов, и в спорте, где мы сделали качественный рывок. Ребята завоевывают кубки в спартакиадах, успешно сдают нормы ГТО, а недавно общешкольная команда заняла первое место на фестивале гольфа.

– А какие традиции сложились в воспитательной работе?

– Ежегодно проводим осенние и новогодние ярмарки, военно-патриотическую игру «Зарница», смотр строя и песни, посвященный Дню Победы. Посвящаем новичков в первоклассники, а четвероклассникам устраиваем выпускной бал.

– Инна Николаевна, доводилось слышать и не раз, что при всех преимуществах начальной школы, у такой «автономии» свои минусы. По окончании обучения дети переходят в другие общеобразовательные учреждения. При этом теряется преемственность, а в идеале в жизни ребенка школа должна быть единственной и родной. Согласны ли вы с этим?

– По окончании начальной школы наши выпускники становятся лицеистами и учащимися средних школ. И стресс от этого не испытывают, там они встречают знакомых ребят из своего и параллельных классов. Адаптация в силу юного возраста проходит нормально, особых проблем у ребят, на мой взгляд, не возникает. Так пусть в их жизни будет не одна, а две любимые школы.

– Спасибо за интервью.

Л. Степанец..

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ