Суббота, 30 марта, 2024

Свалка-разрушитель. Проблема ждет решения

Слева пропасть, справа скала.

На Холмском перевале, на участке между  86-м и  87-м километрами автодороги  Южно-Сахалинск — Холмск,  кипит работа. Дорожная техника вгрызается в склон ближайшей сопки, перемещает огромное количество скального грунта. Здесь в экстренном порядке спасают основную транспортную артерию, связывающую два крупных сахалинских города. Журналист побывал на месте событий.

Мастер Сергей Беликов.

Сергей Беликов, мастер холмского ГУП «Дорожник», на несколько минут оторвался от напряженной работы и кратко прокомментировал происходящее:

– Выбираем грунт со склона сопки для расширения проезжей части, чтобы у автотранспорта была возможность объезда опасного места. С противоположной стороны дороги, где в конце апреля произошел оползень и в результате образовалась трещина посередине трассы, разрушилось дорожное полотно на участке протяженностью около 80 метров, укрепляется скальным грунтом склон, сам пострадавший участок дороги. В дальнейшем планируется укрыть участок слоем гравия, затем асфальтом. Процесс дорожного ремонта не такой быстрый, как хотелось бы. После отсыпки нужно будет какое-то время наблюдать за поведением грунтов.

Не получится ли так, что «вгрызание» в склон сопки спровоцирует новые негативные явления? На взгляд Беликова, это вряд ли. Сопка невысокая, на место строительства постоянно приезжают инженеры, контролируют рабочий процесс, все проверяют. Говорят, что в дальнейшем, возможно, придется срезать верхнюю часть сопки, чтобы уменьшить давление на склон. Пока все дорожно-строительные работы ведутся в режиме ЧС. То есть это экстренные меры для спасения дороги. Недостатка топлива, техники, работников нет, с мэрией Холмска все вопросы решаются оперативно.

Такова ситуация на сегодня. По большому же счету история с оползнем на Холмском перевале вскрыла букет хронических проблем, требующих решения. Вот некоторые из них.

В Сахалинэнерго сообщили, что несколько лет назад, когда на свалку, расположенную в этом месте, в непосредственной близости от автодороги, стали привозить не только твердые бытовые отходы, но и тяжеловесные железобетонные обломки со строек, энергетики забили тревогу. Ведь рядом стоит опора высоковольтной линии электропередачи напряжением 110 киловольт. От нее одна ветка ЛЭП идет до Холмска, а вторая – до Невельска. Первоначально хотели сгружать строительный мусор поблизости от опоры. Это повлекло бы за собой очень серьезные последствия. Случись оползень – без электроснабжения оказались бы сразу два муниципальных образования. Холмские власти отреагировали на тревожный сигнал, и железобетонный строительный бой вперемешку с землей стали складировать в другом месте. Увы, это не спасло автодорогу… Существующая свалка, на которую, по некоторым данным, возят мусор не только из Холмского, но и из Невельского районов, потенциально опасна для действующих ЛЭП.

В АО «Автодорпроект» дополнили, что в ходе ликвидации последствий оползня имеются трудности организационного характера, это связано с разной подведомственностью участков одной и той же автодороги. Она федерального значения. Участок от Холмска до свалки в ведении сахалинского управления автодора, а далее – владения ФКУ «Дальуправтодор» (г. Хабаровск). До последнего времени специалистов из этого ведомства на месте ЧС не видели.

Все мероприятия проектировщики выполняют в режиме ЧС. Провели предварительные изыскания, составили рабочие чертежи для дорожных строителей. Это лишь первый этап, направленный на локализацию проблемы, чтобы окончательно не потерять автодорогу. Вторым же этапом должны стать обширные, основательные инженерные изыскания с привлечением геофизиков, специалистов Дальневосточного геологического института ДВО РАН. По итогам этих изысканий будет ясна общая картина, можно будет принимать дальнейшие решения.

Свалка портит панораму.

Дорожные проектировщики обращают внимание на то, что для свалки выбрали неподходящее место. Она действует с давних времен, наносит большой урон экологии, оказывает негативное влияние на дорожную, энергетическую инфраструктуру. Не говоря уже о том, что портит прекрасную панораму, открывающуюся с Холмского перевала. Напрашивается решение о переносе свалки в другое место, для этого должны быть учтены позиции разных ведомств, прежде всего Росприроднадзора, зеленой общественности.

Ярослав САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ