8 июля прошла операция по спасению SUP-бордистов в районе мыса Великан в Корсаковском районе. Мужчину и женщину обнаружили в 18 км от того места, с которого они ушли в море. Начальник поисково-спасательного подразделения Сахалинского поисково-спасательного отряда МЧС России им. В.А. Полякова Дмитрий Кублицкий спустился с вертолета Ми-8 на море и предотвратил трагедию. Успешное завершение спасательной операции стало возможным благодаря совместной работе спасателей, сотрудников ГИМС, авиаторов МЧС России и рыбаков.
Было довольно сложно встретиться с Дмитрием, так как его профессия не подразумевает большого количества свободного времени. Интервью было взято в промежутке между учениями, по этой причине ответы довольно коротки.
-Мы в составе смены 8 июля находились на дежурстве в отряде. Поступил сигнал о потерянных SUP-бордистах. Загрузили необходимое оборудование, а штатное было заранее загружено в аварийно-спасательный автомобиль. Прошли специальный контроль в аэропорту, летное звено прошло технический регламент в установленные сроки, и мы вылетели в зону ЧС. По пути как было оговорено заранее, в селе Охотское забрали инспектора ГИМС МЧС России, который грамотно сделал все расчеты – куда унесло SUP-бордистов, в каком направлении и примерное состояние. А также забрали начальника подразделения Тараса Лаврова ,который руководил спусками с вертолета. С первого захода SUP-бордисты были обнаружены с воздуха. По ходу движения вертолета двое из состава дежурной смены были переодеты в гидрокостюмы и необходимые обвязки. Вертолет завис над людьми, и я спустился максимально близко с помощью роликового устройства на тросе с поплавком и карабинами. Одел девушке «Косынку», что было довольно сложно сделать в воде, прикрепил ее к подъемному устройству и поднял. Позже подняли меня вместе с молодым человеком.
-Что было самое сложное во время спасения людей из моря?
-Самое сложное заключалось в том, что «не хватало» рук. Необходимо было следить за натяжением веревки, чтобы ее не раскрутило и не закинуло под винты. Держать под натяжением спусковое устройство по той же причине. Держать пострадавших, SUP-борды, чтобы не растерять их.
-Чем удобен и неудобен вертолет Ми-8 для спасательных операций?
-Мне сложно точно сказать, чем удобен и неудобен. Выполнили – значит удобен.
-Как долго пострадавшие были в воде?
-По их словам, они провели в воде 6 – 7 часов.
-Имели они при себе какие либо средства связи?
-У них с собой был сотовый телефон, но, к сожалению, в районе, где их обнаружили, нет сотовой связи.
-Как молодые люди прокомментировали это происшествие?
– В шоковом состоянии они не смогли нечего прокомментировать. Единственное, что мне удалось у них узнать, это информация о времени нахождения в воде и информацию о третьем пострадавшем, который смог догрести до центрального троса рыболовецкого невода и повиснуть на нем. Был обнаружен рыбаками, которые вскоре и сообщили о двух унесенных в море SUP-бордистах.
-Часто ли вы ощущаете страх во время спасательных операций?
-Наверное, во время операций страха нет. Скорее, волнение присутствует.
-Стоит ли запретить SUP-борды в местах, не предназначенных для безопасного и комфортного отдыха населения?
-Запретить – это проще всего. Нужно информировать и проводить профилактику с людьми. Но, как мы уже знаем, в экстремальных видах спорта все проблемы случаются с людьми, которые почувствовали себя профессионалами, а также с новичками. Начинающие еще не знают, что может с ними произойти и как вести себя в определенных ситуациях, а с «мастерами»… Они уже несколько адаптировались и на некоторые сложности не обращают внимания, что, зачастую, и становится источником проблем.
-Какие у вас пожелания для отдыхающих на водных объектах Сахалина и Курильских островов?
-В первую очередь оценивать гидрологическую и метеорологическую обстановку, знать район плавания, и, самое главное для всех экстремальных видов спорта и просто для отдыхающих – это иметь здравый ум.
-Немного о вашей профессии. Расскажите, как долго вы работаете в этой сфере?
-Работаю с 1995 года. Начинал свою деятельность как спасатель в Читинском областном поисково-спасательном отряде. Потом переехал на Сахалин и продолжил.
-Почему вы выбрали эту профессию?
-Это мое призвание.
-Чем вас привлекает эта профессия?
-Приятно спасать людей. Был бы офисным работником, занимался бы экстремальным видом спорта, но в этой профессии экстрима достаточно.
-Что самое сложное в вашей профессии?
-Самое сложное – это доставать мертвых детей.
– О чем бы вы предупредили тех, кто хочет получить такую же профессию?
-Пусть хорошо подумают. Один раз подумают, второй раз подумают и третий тоже.
-Сложно ли освоить вашу профессию? Какое образование нужно иметь, чтобы ее освоить?
-Первоначально нужно иметь среднее образование, желательно техническое. Навыки водителя, судоводителя не обязательны, но желательны и туристические навыки. В процессе прохождения службы у нас много курсов для освоения новых специальностей.
-Какие качества должен иметь человек, который решил стать спасателем?
-Выдержка, здоровье, необходимая физическая подготовка, спокойствие, уметь учиться и умение работать в коллективе.
СПРАВКА
Общий стаж службы в МЧС России Дмитрия Кублицкого более 18 лет. Он один из немногих спасателей который имеет высший международный класс. Награжден дипломом в номинации «Человек дела 2013», звездой в номинации «Успех 2013», в 2013 году был признан лучшим водолазом в ДФО. Дмитрий принимал участие в ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения и ликвидации последствий аварии судна «Каракумнефть». Часто ему приходилось участвовать в поисково-спасательных работах на водных объектах. В общей сумме Дмитрий провел под водой 3000 часов.
(Пресс-служба сахалинского управления МЧС).