Практически по всему Дальнему Востоку в канун Нового года разразился топливный кризис. Особенно потряс он Камчатку, где стоимость отдельных марок бензина вплотную подобралась к 35 рублям (рост почти на 60 проц.). Тамошний губернатор принял специальное решение, что 95-й бензин не должен стоить дороже 27 рублей за литр. Однако ни автовладельцы, ни автозаправщики этому не поверили.
Поползли вверх цены и на Сахалине. На все – начиная от дизтоплива и заканчивая
98-м бензином. В среднем цены на автомобильное топливо составили: А-76 – 21 рубль, Аи-92 – 23,5 рубля,
Аи-95 – 24,5 рубля, Аи-98 – 26,5 рубля, дизтопливо – 22,5 рубля. Но на некоторых АЗС они еще выше. Правда, кое-где топлива, кроме А-76, не было вообще.
И это при многочисленных заверениях властей и руководителей нефтяных компаний о том, что никаких предпосылок к росту цен в стране нет. Что же произошло?
А произошло то, что еще раз доказывает хрупкость наших транспортно-логистических схем. Автомобильное топливо просто не завезли на остров в достаточном количестве. С оптового рынка ушли поставщики ЮКОСа, осталась одна Роснефть, которая не смогла покрыть увеличившийся спрос, плюс к этому встал на ремонт паром «Сахалин-10», который занимался перевозкой цистерн с ГСМ, плюс не получилось вовремя подогнать танкеры – компания «Востокнефтепродукт» (одна из структур Роснефти) не смогла обеспечить декабрьскую заявку на поставку топлива. По плану на Сахалин в этом месяце она должна была завезти 27 тыс. тонн, фактически было поставлено 14,5 тыс. тонн. В результате образовался дефицит. А вслед за всем этим возник ажиотаж, который вызвал и повышение цен, и реанимировал старое правило: больше двух (баков) в одни руки не давать. На некоторых автозаправках количество топлива в один бак ограничили 20 литрами.
При этом управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Сахалинской области не нашло нарушений в действиях владельцев автозаправочных станций Южно-Сахалинска в части повышения цен на топливо. Проверка антимонопольщиков выявила все те же причины, что были изложены выше: «резкий скачок цен на топливо обусловлен повышением цен у поставщика – ООО «РН – Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» (тарифы на заправках Роснефти поднялись на 1 рубль за литр)».  К этому добавились и ограничения завоза.
Многие автовладельцы начали призывать к акциям протеста.
Впрочем, вполне возможно, что ситуация вскоре изменится. Как сообщила пресс-служба администрации области со ссылкой на первого вице-губернатора К. Строганова, «топливный кризис Сахалину больше не угрожает». Администрация области поставила в известность о сложной ситуации с поставками светлых нефтепродуктов полпреда президента в ДФО и направила телеграммы в адрес ОАО «Роснефть» и «РН – Востокнефтепродукт». В итоге 25 декабря был разгружен танкер «Партизанск», еще один танкер на подходе. Администрацией области согласован график поставки топлива. Со стороны «Востокнефтепродукта» есть заверения, что обозначенный план завоза в 27 тыс. тонн будет выполнен в начале января.
Так же в январе планируется поставка 38 тыс. тонн бензина и дизельного топлива. Кроме того, прорабатывается вопрос поставок топлива другими компаниями, которые завозили нефтепродукты из Ангарска и Ачинска.
Правда, о том, снизятся ли в результате всех этих действий цены, никто не говорит.
В. ГОРБУНОВ.