В числе 34 педагогов Сахалинской области, удостоенных правительственного гранта в 100 тыс. рублей, – учитель начальных классов, завуч по учебно-воспитательной работе южно-сахалинской средней школы № 21 Ю. Пасынок. За восемь лет творческой работы она выросла в настоящего профессионала.
Учительствовать Юлии Юрьевне было на роду написано. Она – из второго поколения учительской династии. В детстве, подражая маме, терпеливо обучала кукол и подружек чтению и письму. В первом классе в коротеньком сочинении написала, что хочет быть учителем. За годы учебы детская мечта лишь окрепла.
Сахалинский госуниверситет Юлия окончила с отличием и ради того, чтобы поскорее окунуться в любимую работу в родной 21-й школе, отказалась от учебы в аспирантуре, хотя интерес к науке был. Четверокурсницей Ю. Пасынок приняла участие во всероссийском конкурсе научных работ Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена. В Москве ее исследование по теме «Развитие речи младших школьников» было отмечено дипломом.
Преподаватели СахГУ настоятельно советовали поступать в аспирантуру, но Юлия не приняла такого решения и после нескольких лет практической работы в школе (хотя к тому времени она получила хорошие результаты обучения детей по развивающей системе известного российского педагога Л. Занкова) стала победителем городского конкурса «Учитель года», успешно выступила на его областном этапе и отличилась на областном конкурсе молодых ученых.
Школа и дети безраздельно владеют душой Юлии Юрьевны. На переменах малыши обступают ее тесным кольцом, и, невысокая ростом, она почти теряется среди них, отвечая на вопросы любознательных.
На ее уроках ученикам интересно, радостно, занимательно. Без улыбки в класс Юлия Юрьевна никогда не заходит. Менторство, занудство, строгие окрики и замечания – это не для нее. Она исповедует совершенно иные подходы.
– Каждый день ребенок должен уходить из школы с победой, – так излагает Ю. Пасынок суть своей педагогической концепции. – Один решил задачу, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение… Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: уверенность в собственных силах и в себе самом.
Мне посчастливилось побывать на уроках Ю. Пасынок. Они были великолепны и разнообразны. Ощущалось, что дети не испытывают никакого психологического дискомфорта. Они любят отвечать у доски, радостно тянут руки, чтобы их спросил учитель, интересно рассуждают и даже оценивают результаты коллективной работы. Юлия Юрьевна общается с детьми тепло и доверительно, динамично и в то же время в каком-то уважительно-возвышенном стиле.
Наверное, каждый учитель должен быть не только узким предметником, но и универсалом. Для педагога начальных классов это особенно характерно. Ведь он преподает математику, русский язык, чтение, природоведение. Юлия Юрьевна владеет и историей, потому что в программе начальной школы есть такой курс, плюс рисование, физкультура, труды, музыкальные занятия…
При всем при том Юлия Юрьевна еще и вторая мамочка, особенно для первоклашек. Кого надо умыть, кого причесать, кому пуговицу пришить… Это ей не в тягость.
Мастерски ведет она дополнительные программы по каллиграфии, риторике, геометрии, графике и, конечно же, занятия по русскому языку. Так сложилось, что именно этот предмет оказывается для детей самым трудным. Для достижения успеха Юлия Юрьевна использует всю палитру возможностей – краски, звуки, свет, фантазию, творчество, сказки. Ведь, как она считает, маленькие школьники эмоциональны, восприимчивы, чутки к образу, слову. Им все интересно, а интересное легче запоминается. Занимательный урок увлекает и хорошо усваивается.
Помню, меня очень удивило, что малыши имеют четкое представление о лексике с ее синонимами, антонимами, фразеологизмами и прочим. Пишут, к примеру, слово «медведь» и тут же дают его толкование – «мед ведает». По ходу урока рисуют этого персонажа русского фольклора, вспоминают сказки, загадки, пословицы про косолапого, дадут ему множество определений и синонимов и даже пояснят смысл фразеологизма «медведь на ухо наступил». А заодно четко уяснят, что пишется это слово с двумя буквами «е».
Ребятня у Юлии Юрьевны ведет самодельные словарики, а там столько интересного можно узнать о происхождении слов. К примеру, «береза» произошло от «берза» (т. е. «белый», «светлый»), а «огурец» – от «огур» («незрелый», «зеленый»). И через такие детали дети совершают путешествие в историю русского языка, узнают о его корнях.
Вообще, с Юлией Юрьевной всегда интересно, ведь она научит лепить и рисовать, петь и читать стихи, постигать искусство оригами, делать гимнастику для развития пальцев. А еще – там, где она, там праздник и после уроков. Потому что она умеет превратить в сказку дни именинников и походы  в театр, библиотеку, музей, дворец детского творчества.
Вот такой это удивительно творческий и разносторонний человек, учитель по призванию. И, что примечательно – молодой. А это значит – впереди есть время для набора еще большей высоты.
Л. СТЕПАНЕЦ.
Фото Г. РУМЯНЦЕВА.