Похоже, если бы во второй половине дня работы гражданского форума, проходившего 10 ноября в Южно-Сахалинске под лозунгом «Власть и общество: взаимодействие органов местного самоуправления с общественностью», было объявлено два перерыва, в зале остался бы один… президиум! По крайней мере, после паузы на кофе ряды его участников катастрофически поредели. Ну а, образно говоря, граждане с улицы и вовсе на это мероприятие не рвались.
Да и чего ради? Чтобы послушать заформализованные  донельзя доклады официально допущенных к трибуне выступавших о том, как славно общественность идет по жизни рука об руку с властью? И за то ей, власти, огромное наше спасибо…
Редким ораторам удалось внести некую живинку в течение пленарного заседания гражданского форума. Например, представительнице Углегорского района, которая сравнила мероприятие с отчетно-выборным профсоюзным собранием (в худшем причем его варианте). Проблем-то, говорила она, предостаточно, особенно в тех районах, где введена двухуровневая система самоуправления – как в Углегорском, ведь здесь созданы новые муниципальные образования в виде поселений. Местное самоуправление реформируется, меняются люди во власти, а проблемы, увы, остаются…
Многие вопросы, которые озвучивались в ходе предыдущих гражданских форумов, до сих пор не решены.
Конечно, здесь большой минус следует поставить и гражданам: как спрашиваем с нанятой нами власти за исполнение ею своих прямых обязанностей, так и живем. И даже… позволяем манипулировать собой, когда чиновники – в угоду вышестоящему начальству – «делают» гражданское общество формальности ради. Но еще очень даже большой вопрос, готова ли сегодняшняя власть работать, если инициатива пойдет «снизу»…
К слову, об инициативе «низов». Правозащитники попытались было под занавес пленарного заседания гражданского форума приплюсовать к официальной резолюции и итоговую резолюцию «круглых столов», проведенных правозащитным центром области и общественным объединением «Гражданская ответственность» в октябре – ноябре 2006 г. Но, во-первых, с трудом пробились к трибуне. Во-вторых, уставше-поредевшим залом не овладела идея голосовать практически не глядя за более чем 20(!) пунктов резолюции.
«Альтернативщики», видимо, решили не мелочиться, а охватить разом весь пласт проблем, связанных с правами человека, – от насилия в местах лишения свободы до отсутствия условий (на свободе) для реальной политической конкуренции…
Возможно, что мы как граждане просто еще не созрели для того, чтобы солидарно выступать за права определенной категории населения. Лично я, например, ну никак не могу представить, какая проблема могла бы побудить массу сахалинцев провести не  приуроченный к официальной дате митинг. Как это делается, скажем, в странах Европы. Нас не «зажигает» даже непрекращающаяся коммунальная реформа, хотя уж эти-то чисто бытовые вопросы жизненно важны буквально для каждого потребителя. Где уж там думать, скажем, о неотложном введении в области института уполномоченного по правам человека! В ряде регионов, заметим, такие институты уже действуют.
Что касается Сахалинского гражданского форума-2006, чиновничьими усилиями традиционное мероприятие проведено, можно его «оптичить». А принятую резолюцию приберечь до новых времен, поскольку наверняка и год спустя не устареют изложенные в ней рекомендации, адресованные власти: содействовать действующим общественным объединениям, способствовать созданию новых; развивать формы и механизмы сотрудничества между властью, общественностью и бизнесом; учитывать предложения общественности на стадии разработки проектов решений администраций муниципальных образований… Но все это, думается, будет иметь смысл только при повышении активности населения. По циркуляру «сверху» еще никому не удавалось построить гражданское общество.
Л. ПУСТОВАЛОВА.