Похоже, рынка у нас нет. Само собой, я не имею в виду места массовой «толкучки» потребителя – например, китайский рынок, что в областном центре. Здесь-то в ходу вменяемые, прозрачные взаимоотношения между покупателем и продавцом. Мы им – деньги, а они нам незамедлительно – ширпотреб. Можно, конечно, спорить на предмет его качества, но и очи ведь видят, что покупают…
А вот до цивилизованных партнерских взаимоотношений в других сферах жизни нам еще, смею заметить, ой как  далеко! В качестве доказательства – тривиальная  картинка из современного быта: при сеансовой подаче холодной воды в Южно-Сахалинске счета поставщиком выставлены по полной программе! Хотя на недавней пресс-конференции мэра было публично сказано: соответствующим постановлением оплата за недополученные услуги будет снята.
Не церемонятся с потребителем и рыночники-энергетики, веерно погружая города и веси во тьму. Намедни позвонила подруга, залетевшая на пару дней в Нижний Новгород. Судя по голосу, пребывает в некоторой эйфории: не надо трепетно ожидать отключения электроэнергии, держа под рукой свечки. Именно в таком режиме ей выпало жить в ноябре в родном городе, но за бытовые неудобства местный поставщик ответственности не несет…
Не сложились, на мой взгляд, партнерские взаимоотношения и на рынке, скажем так, управленческо-законодательных услуг. По идее мы нанимаем власть для защиты своих интересов. А что имеем? На минувшей неделе Сахалин посетила группа сенаторов, дабы разобраться в скандале, разгоревшемся вокруг проекта «Сахалин-2». Государевы мужи намерены сурово оценить и действия местной власти в этом разрезе. Дело, конечно, неплохое, и пусть себе оценят. Но ведь проблему-то усугубили и они сами, согласившись в конце декабря 2004 г. с изменениями федерального законодательства. Тогда, напомню, наряду с широко и печально известным законом о монетизации льгот был тихо, торопливо принят и другой, практически лишивший наш регион значительной части налога на добычу полезных ископаемых! В итоге областной бюджет «секвестировали», хотя первоначально предполагалась 60-процентная доля этих поступлений в местную казну. «Накрылся» и фонд поколений – а мы-то мечтали жить по примеру Аляски, компенсируя и старому, и малому неудобства, неизбежно связанные с разработкой природных месторождений! Наши думцы и закон соответствующий в свое время приняли, однако российский парламент практически свел эти усилия на нет. Вот вам и защита интересов населения!
Но, заметьте, деньги из казны – в виде содержания и прочих интересных доплат – и депутаты Госдумы, и сенаторы исправно получают, причем вне зависимости от «полезности» предоставляемых ими населению законотворческих услуг. Рынка нет: так и платим за бог весть какой «товар», поскольку содержание чиновников не привязано к эффективности их труда.
Ныне законодатели решили в очередной раз отработать свой хлеб и поправить выборные законы. В частности, убрать порог явки избирателей. Один из доводов – забота о налогоплательщике, чьи деньги тратятся почем зря на бесконечные довыборы. Еще немного, и народ для выборов вовсе не понадобится. Придут к урнам чиновничьи кланы, и можно праздновать победу… Таким образом власть сделала еще один шаг, дабы упростить себе жизнь: бороться за доверие народное и авторитет нет более нужды.
Л. ПУСТОВАЛОВА.