С момента отмены единой школьной формы прошло пятнадцать лет. Учителя со стажем с грустью вспоминают то время, когда из классов враз ушли по-девичьи скромные, скроенные по одному лекалу темные платья с черными фартучками и серенькие мальчиковые костюмы, будто равняющие ребят по невидимой линейке. Казалось, что вместе со свободным стилем одежды в класс ворвались смелые высказывания на уроках, раскрепощенный стиль общения с педагогами и… очевидное социальное неравенство. Именно в то время оформилось и стало главенствующим среди подростков кредо: «Быть как все, но не похожим на других». Объявленный тогда либерализм в школьной среде до сих пор воспринимается неоднозначно и учителями, и родителями, и подростками. Одни называют это реформированием, другие – потерей классического отечественного образования. Но и те, и другие отсутствие единой школьной формы считают серьезным дестабилизирующим фактором. Отдельные школы в разные годы пытались прекратить свободомыслие в классах, заказывали для девочек юбки и сарафаны одной расцветки, но благие намерения быстро сходили на нет. Не имеют права заставить – тинэйджеры легко уяснили сию заповедь, тем более что в иерархии их ценностей внешний вид стоит выше неких, не всегда им понятных представлений о социальном неравенстве. Старым педагогам теперь уже вместе с молодыми остается только ворчать по поводу слишком откровенных, совершенно нерабочих нарядов.
Нужна ли нашим детям единая форма? Какой она должна быть? Или свободный стиль одежды все-таки предпочтительнее? Эти вопросы мы задали директору лицея, психологу, модельеру и старшеклассникам. И получили следующие ответы.
Константин АТАНАСИУ, директор южно-сахалинского лицея № 2:
– У меня на этот счет двоякое ощущение. Как директор, я обеими руками за единую форму. Если говорить современным языком, за корпоративную этику. В каждой школе должен быть свой стиль. Представляете, как было бы чудно, если бы горожане по внешнему виду отличали учащихся из разных учебных заведений: вот идут ученики школы № 1 или лицея № 2. Недавно я побывал на материке, на одном из педагогических совещаний, где коллеги из Санкт-Петербурга рассказывали, что в их школе введена единая форма, стильная, но очень дорогая. За счет родителей они заказывали костюмы в ателье, в комплект входят даже одинаковые шапочки и шарфы. Подобная «оригинальность» стоила им 7000 рублей. Именно этот факт меня и останавливает – дороговизна. Не все семьи, чьи дети учатся в нашем лицее, имеют хорошие доходы, чтобы в течение одного учебного года оплатить два – минимум – комплекта одежды. Дети ведь растут и активно двигаются. Я разговаривал с педагогами по вопросу введения единой формы, и те коллеги, кто имеет собственных детей-школьников, категорически против. Конечно, из экономических соображений. Поэтому мы терпеливо относимся к свободному стилю одежды учащихся, запрещая лишь «светофорные» расцветки, потертые джинсы и блузки-разлетайки. Но я уверен: за единой школьной формой – будущее.
Ольга ИВАНОВА, частнопрактикующий психолог:
– Никогда не одобряла принципы стандартизации в одежде, граничащие с милитаризацией. Форма пришла к нам из армии, пусть там и остается, а подросткам позвольте проявлять индивидуальность и вкус. Я могу согласиться, что форма несколько дисциплинирует и подтягивает, но одновременно и нивелирует. Педагоги сетуют на то, что современные цивильные платья школьников на первый план выпячивают различия в материальном положении семей, но, согласитесь, что и в форме  это неравенство никуда не исчезнет; может быть, только раздражающих педагогический глаз элементов станет меньше. Хотим мы этого или нет, но школа по сути является «казенным домом», с которым подрост¬ки не хотят идентифицироваться и как могут сопротивляются зависимому статусу. В наших школах зачастую пытаются построить процесс познаний на дисциплине, а хотелось бы на интересе. Прежде всего – на интересе к педагогу, к предмету. Еще многих взрослых смущает сексуальность цивильной одежды у девушек. Только ведь если девчонка захочет показать свои ножки или углубить декольте,  она сделает это и с помощью форменного платья. Надо воспитывать вкус, учить гармоничным сочетаниям цветов, но максимально уважительно, по-доброму и отвлеченно. И ни в коем случае не на примере одноклассников, по типу обидного шаблона: «Петрова, посмотри на себя, чего ты вырядилась…». Подобное для подростков звучит как пощечина.
Ирина НИКИФОРОВА, художник-модельер, директор центра моды «Эстимо»:
– Единая форма для школьников гораздо лучше. Ее преимущество в том, что это все-таки рабочая одежда, и негоже ходить на работу в праздничных, прогулочных или дискотечных костюмах. Школа не должна быть площадкой для демонстрации возможностей папиного кошелька. Единая форма – меньше комплексов у детей по поводу внешнего вида. В то же время я понимаю, что однообразие утомляет молодежь. Как модельер, я бы порекомендовала девушкам и юношам костюмы-тройки с галстуками. В каждом классе можно избрать свой цвет галстуков. Для мужского костюма подойдут все оттенки серого с тональной (чуть светлее или темнее) клеткой, полоской. Девушкам можно посоветовать шоколадные расцветки. Да, помню, уже было такое, но ведь дело в тканях и моделях. Здесь подойдут смесовые ткани – они недорогие и немнущиеся.
Старшеклассники южно-сахалинской школы № 11:
Юноши. Если бы директор ввела приказом такое правило – ходить на занятия только в темном костюме с белой рубашкой, мы так и ходили бы. А иначе зачем его носить, только выделяться, нарываться на лишние вопросы и насмешки. В пиджаке с галстуком выглядишь более взрослым, сразу отличаешься от малышни из средних классов. А пока ходим в джинсах – это удобнее.
Девушки. Форма? Ни за что! Прямо тоска зеленая… или какая там? Ах да, шоколадная. Свободный стиль – это прикольно, удобно, красиво. Учителям надо просто спокойнее относиться к нашему прикиду, все откровенное и пошлое само уйдет, мы же сами чувствуем, что можно, а чего нельзя.
Подготовила Н. ДВОРКИНА.