Рост цен на доставку газет и журналов, стремление телевидения подавить печатные средства массовой информации, агрессивная политика федеральных СМИ, уничтожающих региональную и местную прессу, рассматриваемую ими через призму конкуренции, – обо всем этом, как и об основных причинах вышеназванных процессов, известно в стране, видимо, каждому читающему человеку. Кроме, пожалуй, первых
лиц государства. Конечно, о списке проблем, имеющихся в России, им докладывают. Но вот все ли из этого списка касается их лично? Как вы думаете, подписывается ли
лично премьер-министр М. Фрадков или вице-премьер, курирующий прессу, Д. Медведев на «Московскую (или Ленинградскую) правду» или другую местную газету?
Они и на работе-то их вряд ли читают, ограничиваясь сводками да выписками, а уж домой выписывать… Да еще самому… Так что того, что начальника лично не касается, вроде как бы и не существует. Беда в том, что в нашей издревле монархической стране без первых лиц почти никакая проблема не решается.
14 сентября 2006 года Сахалинской областной Думой принято обращение к президенту Российской Федерации, председателю правительства Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации в защиту региональных газет. Обращение явилось откликом на открытое письмо редакторов региональных газет, опубликованное в газете «Советский Сахалин» 1 сентября с. г.
В обращении предлагалось: создать в федеральном государственном унитарном предприятии (ФГУП) «Почта России» подразделение единого российского каталога подписных изданий; обеспечить бесплатное (либо за минимальную, государственно регулируемую цену) включение местных изданий в состав единого российского каталога подписки; предоставить право региональным подразделениям ФГУП заключать договоры о включении местных изданий в единый российский каталог подписных изданий, распространяемых «Почтой России». Констатировалось, что без вмешательства первых лиц государства проблема не решится.
Обращение Сахалинской областной Думы было поддержано представительными органами Брянской, Кемеровской, Тамбовской, Томской, Тульской, Мурманской областей, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республик, Республики Дагестан, Ямало-Ненецкого автономного округа и других (всего 67) субъектов Российской Федерации.
Однако ни один из федеральных адресатов обращения на него не ответил, несмотря на то что даже по обращениям граждан федеральным законодательством предусмотрен месячный срок для ответа. Очевидно, что этот срок не может быть больше для обращений представительного органа власти, действующего не в своих, а в общих интересах.
Единственный официальный ответ дан федеральным агентством связи (Россвязь) по поручению министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. В нем утверждается, что функции по заключению договоров с издателями, формированию и изданию подписных каталогов являются «непрофильным» для ФГУП «Почта России».
Агентство «Россвязь» признало, что общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП») является единственным агентством, которое работает с региональными издателями и выпускает специализированные региональные каталоги, а остальные подписные агентства работают только с федеральной прессой, не желая создать равные условия доступа к осуществлению подписки для издателей всех уровней. В этой связи я попытался соотнести практику «Почты России» и ответ Россвязи с нормативными документами в этой сфере.
Согласно правилам распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 01.11.2001 № 759, подписка на периодические печатные издания – это форма их распространения, включающая в себя прием подписки и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставку. Прием подписки на периодическое печатное издание является оформлением договора подписки (пункт 2 правил). Именно распространитель обеспечивает прием подписки согласно каталогу периодических печатных изданий (пункт 8 правил). Договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком с распространителем (пункт 3 правил).
На практике основным распространителем периодических изданий является ФГУП «Почта России», почтовые отделения которого осуществляют заключение договоров подписки. Однако «Почта России» необоснованно уклоняется как от заключения договоров с региональными издателями, так и от обязанности присваивать печатным изданиям подписные индексы и издавать каталоги с указанием этих индексов (пункты 3, 4 правил).
Вместо этого руководители агентства «Россвязь» и ФГУП «Почта России» покровительствуют частной структуре – ООО «Межрегиональное агентство подписки», передавая ей на длительный срок в пользование средства, собранные с подписчиков, изымая их из оборота и без того небогатых региональных газет. Создали, по сути, финансовый накопитель-аккумулятор, который может безбедно жить на одни проценты за размещение на своих счетах средств местных газет. А еще несколько лет назад, когда посредника не было, «Почта России» ежемесячно по ходу подписки перечисляла эти средства издателям.
В прошлом году ООО «МАП» представляло издателям заказ на подписку два раза в год и одновременно перечисляло собранные средства, удерживая из них свое вознаграждение. В договорах 2006 года этот монополист увеличил период пользования собранными по подписке сотнями миллионов рублей еще на 10 дней (пункт 3.5 агентского договора по проведению подписки на периодические печатные издания).
Сложилась парадоксальная ситуация. Сотни провинциальных газет от Сахалина до Калининграда каждые полгода стоят в искусственно созданной очереди к частному «привратнику» (ООО «МАП»), регулирующему доступ в инфраструктурное государственное предприятие (ФГУП «Почта России»).
Это создает массу неудобств для издателей региональной прессы. По фактически обязательному договору с ООО «МАП» все споры с ним должны разрешаться в арбитраже города Москвы. Агентство берет на себя неисполнимые обязательства – провести подписную кампанию (хотя ее проводит «Почта России»), осуществлять контроль за приемом и оформлением подписки – хотя никаких подразделений на местах у ООО «МАП» нет, как нет и прав контролировать государственные предприятия. Юридическим результатом всей этой деятельности является размыв ответственности, когда ни излишний посредник (ООО «МАП»), ни фактический распространитель («Почта России») не признают себя распространителями периодических изданий и уклоняются от исполнения в полном объеме общеобязательных правил распространения периодических печатных изданий, создавая неудобства подписчикам и издателям.
Запрещение региональным подразделениям ФГУП «Почта России» заключать договоры на подписку с региональными издателями не может быть объяснено ничем, кроме намеренного создания предпосылок для коррупционной деятельности узкого круга руководителей министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, федерального агентства связи (Россвязь) и ФГУП «Почта России».
Почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, должна содействовать укреплению социально-политического единства Российской Федерации в соответствии со статьей 3 федерального закона «О почтовой связи». Однако действия ФГУП «Почта России» и одобряющих эти действия отраслевых управленческих структур, по сути, направлены на разрушение важнейшего элемента инфраструктуры общества.
Еще одним способом увеличения стоимости подписки нынешнее руководство агентства «Россвязь» и ФГУП «Почта России» избрало увеличение числа юридических лиц, участвующих в технологических операциях по распространению периодических печатных изданий.
В Южно-Сахалинске существовало отделение перевозки почты (ОПП), входившее в состав областного управления почтовой связи. Основным видом его деятельности применительно к периодической печати была сортировка почты по почтовым отделениям. Стоимость этой работы входила в цену услуг по оформлению и исполнению договора подписки.
В настоящее время в Москве создан главный центр магистральных перевозок почты – филиал ФГУП «Почта России». Южно-сахалинское ОПП, выведенное из состава управления федеральной почтовой службы России, стало подразделением нового юридического лица, самостоятельно и дополнительно взимающего с редакций плату за вывоз тиража из типографии (расстояние 950 метров), по-прежнему производимый транспортом «Почты России», и за укрупненную сортировку для транспортировки также автотранспортом ФГУП «Почта России» в почтовые отделения области.
Появление новой структуры сопровождалось значительным повышением стоимости предоставляемых услуг. Так, в феврале 2006 года тариф на экспедирование тиражей был увеличен. Например, для газеты «Советский Сахалин» сразу в 4,57 раза (с 7 копеек за
1 экземпляр до 32 копеек). Старейшая газета области стала платить по новому тарифу 85 – 90 тысяч рублей в месяц, тогда как раньше платила
20 – 25 тысяч рублей в месяц. Разрешение спорных вопросов с этим филиалом ФГУП «Почта России» региональные редакции могут производить только в арбитражном суде города Москвы.
Дробление единого технологического процесса распространения периодических печатных изданий между юридическими лицами разных форм собственности, сверхконцентрация договорной работы и финансовых потоков наносят ущерб подписчикам и региональным издателям прессы.
В целях защиты интересов подписчиков, региональных издателей периодических изданий, соблюдения принципа доступности услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею, укрепления социально-политического единства Российской Федерации, провозглашенного в качестве одной из задач почтовой связи для преодоления коррупционных предпосылок в деятельности государственных органов и предприятий, а также для того, чтобы хоть как-то затормозить необоснованное повышение цен и тарифов на услуги, стимулирующее инфляцию, Сахалинской областной Думе необходимо еще раз вернуться к этому вопросу.
В новом обращении необходимо предложить:
– правительству Российской Федерации в порядке контроля рассмотреть исполнение постановления правительства Российской Федерации от 01.11.2001 № 759 «Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке» и внести необходимые коррективы в концепцию реструктуризации организации федеральной почтовой связи, утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации от 28.06.2002
№ 885-р, связанные с необходимостью деконцентрации полномочий ФГУП «Почта России» и их делегирования на региональный уровень;
– генеральному прокурору Российской Федерации и федеральной антимонопольной службе России проверить исполнение ФГУП «Почта России» правил распространения периодических печатных изданий по подписке и принять соответствующие меры реагирования.
А руководителям федеральных органов власти, указанных в постановлении и обращении Сахалинской областной Думы от 14.09.2006 г. № 5/1/445-4, дать наконец-то ответ на обращение Сахалинской областной Думы. Чтобы не только с гласностью, но и со слышимостью у нас было хорошо.
С. Пономарев,
депутат Сахалинской областной Думы.