История повторяется: 7 декабря утром на автобусных остановках в планировочных районах Новоалександровск и Луговое наблюдались толпы пассажиров, в том числе стариков и детей, которые не могли уехать в город, опаздывали и нервничали. Причем не было возможности уехать и вкруговую, уплатив за проезд в два конца. Потому что автобусов не было. Единичные были забиты битком, чуть не скребли днищем по асфальту и по этой причине проезжали мимо остановок. Может быть, морозом ночью технику прихватило? Так нет – в предыдущие сутки было куда холоднее утром, температура приближалась к минус 20, автобусы ходили по «дальнобойным» маршрутам, прежде всего по «десятке», в нормальном режиме. Дорожное покрытие вполне приличное, гололеда нет, в чем же дело? И самое главное – если такие перебои с транспортом происходят сейчас, в самом начале зимы, то что будет дальше, когда грянут настоящие морозы и снегопады? Вот что сообщили на этот счет в администрации МУП «ПАТО», муниципального автотранспортного предприятия, обслуживающего, в частности, маршрут № 10.
Утром 7 декабря на линии работало всего 12 больших автобусов вместо 18, как это бывает обычно. Отдельным машинам потребовался ремонт. Ремонтировать автобусы под открытым небом теперь запрещено, а возможностей для ремонта в закрытых помещениях, по сути, нет. Кроме того, катастрофически не хватает автослесарей, да и водителей, потому что никто не хочет работать за мизерную «муниципальную» зарплату.
Улучшится ли положение в ближайшее время, ведь людям нужно ездить из планировочных районов в центр города и обратно ежедневно? Директор МУП «ПАТО» говорит, что это напрямую связано с тем, насколько быстро решится вопрос о расширении ремонтной базы. Вроде бы предпосылки для ее улучшения есть…
Начальник отдела транспорта городской администрации В. Базанов проинформировал, что ремонтная база, о которой идет речь, есть у расположенного по соседству с МУП «ПАТО» предприятия ПАТП-5, которое эту базу арендует. Сейчас администрация обратилась в арбитражный суд по поводу несвоевременной оплаты аренды. Администрация таким образом рассчитывает вернуть базу в распоряжение МУП «ПАТО».
Даже если суд затянется или примет решение не в пользу администрации, в любом случае в июне 2007 года срок аренды закончится, и все произойдет естественным путем.
Задаю другой вопрос В. Базанову:
– Не допускаете, что из 12 автобусов, вышедших на линию утром 7 декабря, после того как они поработают в таком вот явно ненормальном, перегруженном режиме, какая-то часть машин уже в ближайшее время станет на прикол?
– Если дорога ровная, то ничего с рессорами, да и самими автобусами не случится, – ответил мой собеседник.
Интересуюсь у директора вышеназванного ПАТП-5 В. Михалицына, что он думает по этому поводу.
– По-моему, все происходит чисто «по-нашенски», с расчетом на авось, – говорит он. – И дело не в нехватке средств, не в отсутствии базы или кадров, а в том, что нет желания решить проблему цивилизованным путем. К нам никаких предложений насчет использования ремонтной базы ни от кого не поступало. Мы предлагали МУП «ПАТО» задействовать имеющуюся у нас технику на напряженных маршрутах – но наше предложение не поддержано. Насчет того, что городская администрация подала в суд, уцепившись за то, что мы не уплатили своевременно арендную плату, у нас тоже есть обоснованное возражение. Еще в 2004 году администрация задолжала нашему предприятию 1 млн. рублей за пассажироперевозки, и мы тоже вынуждены были подавать в арбитраж и в конце концов доказали свою правоту. Денег вот только пока не получили. А еще можете поинтересоваться у коллег из АТП-9 (предприятие в свое время вышло из состава бывшей автоколонны № 1407. – Прим. авт.), почему МУП «ПАТО» расторгло  с ним существовавшие прежде договоренности о сотрудничестве. Ведь долгое время ремонт техники проводили именно специалисты АТП-9. На мой взгляд, руководство МУП «ПАТО» возложило чересчур большие надежды на то, что будет оснащено новой техникой, и в ближайшее время ей ремонт в больших объемах не понадобится. Жизнь показывает, что это неверный расчет.
В администрации АТП-9 в принципе подтвердили эту информацию. При прежнем руководстве МУП «ПАТО», действительно, техника (небезвозмездно, понятно) ремонтировалась на базе АТП-9. Однако новое руководство муниципального предприятия поначалу решило отказаться от этой практики. Но, как стало известно, на днях проведены переговоры, и все возвращается на круги своя…
Интересно, а завтра автобусы в нужном количестве выйдут на линию?
Я. САФОНОВ.