Блиц-дурилка
Волна мошенничеств с использованием сотовых телефонов прокатилась по всей стране и добралась до Сахалина. В отделении  по борьбе с экономическими преступлениями УВД Южно-Сахалинска отмечают всплеск обращений пострадавших граждан и тех, кто не пострадал, а проявил бдительность и решил на всякий случай предупредить компетентные органы об этой напасти.
Как происходит обман чересчур доверчивых граждан? Например, так. Кто-то звонит вам по телефону и бодрым, уверенным голосом представляется сотрудником известной в регионе компании, которая на самом деле время от времени проводит различные акции рекламного характера, связанные с вручением призов победителям. Сообщают, что  вам крупно повезло, вы выиграли весьма заманчивый приз – телевизор, сотовый телефон и т. д. Для его получения нужно соблюсти пустяковую формальность –  приобрести карточку блиц-оплаты и активировать ее, то есть, по сути, пополнить за свой счет чей-то баланс на определенную сумму (номер «нужного» телефона указывается). Находятся доверчивые люди, чаще всего это жители провинции, а также пожилые люди, которые принимают предложение за чистую монету и выполняют требования.
В таких случаях обычно фигурируют небольшие суммы: 500 – 1000 рублей, но, если учесть, что звонков делается довольно много, у жуликов набегает приличный «навар». Недавно, например, углегорские коллеги-милиционеры переслали в областной центр материалы именно такого дела. В ходе предварительного расследования выяснилось, что номер телефона, с которого звонили углегорскому абоненту, зарегистрирован… в республике Коми! Реального владельца вычислить очень сложно, потому что нередко SIM-карты могут быть зарегистрированы на одно имя, но «гуляют» из рук в руки, так что и концов не найти.
Впрочем, описанная схема обмана может варьироваться. В ходу у жуликов, например, сейчас и куда более жесткие методы. Когда им каким-то путем становится известно, что чей-то родственник в отъезде, в трубке может прозвучать несколько «смазанный» голос и сообщить, что случилось какое-то ЧП, беда и нужно срочно сходить в центр оплаты и положить на такой-то номер такую-то сумму. На эту удочку обычно ловятся женщины, воспринимающие все эмоционально. Они сгоряча даже не пытаются связаться сами с якобы попавшим в беду родственником, чтобы удостовериться во всем на все сто процентов.
Но все рекорды наглости и дерзости, пожалуй, бьет такой «прием». Родственникам сообщают, что их сын (или внук, в принципе это неважно) попал в милицию и находится сейчас в изоляторе временного содержания. Псевдоследователь, который говорит уверенно и не забывает представиться под вымышленной фамилией, дает понять, что «историю можно замять», если родные перечислят на такой-то номер определенную сумму. Через считанные минуты после того, как деньги перечисляются, тот же голос сообщает, что все в порядке, можно забрать свое чадо на крыльце УВД. На самом деле чада на крыльце нет, да и в милицию никто его не забирал, он находится у себя на работе (или в институте, словом, там, где и должен находиться в это время). Версии, связанные со злоупотреблениями в среде самих сотрудников компаний – операторов сотовой связи, подтверждения не находят.
«Левизна» выходит боком
Незатейливы, но вместе с тем довольно эффективны действия обманщиков, практикующих на ниве квартирных ремонтов. Эта история, например, произошла в областном центре в прошлом году. К слову, подозреваемый был в свое время оперативно задержан и сейчас отбывает срок в местах не столь отдаленных. Он давал объявления в одной из рекламных газет, распространяемых повсеместно в черте города, предлагал услуги по ремонту квартир. И первоначально действовал в рамках закона, заключал с хозяевами договоры, и им нравилась его работа. А потом, когда за ним уже закрепился положительный имидж, вдруг пришел к мысли, что работать в общем-то и не всегда обязательно. Клиенты частенько выкладывают наличность авансом, в виде предоплаты – чем не соблазн?
Стал мало-помалу «мухлевать»: заключал договоры по положенной схеме, но указывал не свои, а чужие паспортные данные. Клиенты, как правило, доверчивы, паспорт никто не проверяет. Устно обещал хозяевам завтра же приступить к ремонту, но для этого, дескать, нужны деньги на материалы. Получал аванс и с ним исчезал в неизвестном направлении. Сначала речь шла о суммах в 2 – 3 тысячи рублей, но аппетит приходит во время еды. Однажды он выполнил хороший ремонт в одной комнате заказчицы, ей все настолько понравилось, что она попросила отремонтировать ей всю квартиру и без сомнений выложила 150 тыс. рублей. С этими деньгами он и исчез. Но при этом не прекратил свой бизнес, продолжал давать объявления в газете. По такому объявлению оперативники его и вычислили. Пригласили его, якобы для оформления заказа, в квартиру по определенному адресу, там и задержали по приметам, указанным потерпевшими.
И подобные случаи не единичны. Например, бывает еще так. Вначале работники какой-либо вполне приличной компании выполняют заказ – ставят пластиковое окно. А затем как бы между прочим предлагают за полцены, а то и за треть вставить еще и второе, якобы из левого материала, из остатков, которых на складе масса, но в обход фирмы. Хозяевам такое предложение нравится, они соглашаются и выплачивают деньги наперед, а в результате остаются с носом. Доказать что-либо впоследствии очень сложно – ведь никаких квитанций, приходно-кассовых ордеров никто при такой «сделке» не заполняет.
Спекулируют
на доверии
Дань времени –  мошенничество в сфере получения кредитов. От него в первую очередь страдают банки и другие кредитные учреждения. В Южно-Сахалинске выявлены факты именно из этой «оперы».
Многие магазины сейчас по договорам с различными банками предоставляют возможность покупателям быстро, в считанные минуты оформить кредит на любую покупку. Договоры кредитования при этом составляются нередко просто со слов покупателя. Для того чтобы провернуть аферу, жуликам достаточно подослать за небольшое вознаграждение в магазин недоросля (потому что несовершеннолетние уголовно ненаказуемы), у которого уже имеется паспорт. Он приобретает что-либо ценное, получает свой гонорар и уходит восвояси, а покупка, естественно, уходит налево. Подобных случаев множество, но некоторые банки, конкурируя между собой, продолжают такую политику, чрезмерно доверяя клиентам.
Гораздо реже и не во всех банках, но случаются «проколы» с выдачей потребительских кредитов на целевые нужды. У некоторых банков схема упрощена до минимума, и это приносит иной раз негативные плоды.
Впрочем, и в этой сфере есть различные вариации. Например, относительно недавно было возбуждено уголовное дело по обращениям потерпевших. Они сообщили милиции, что их общий знакомый настолько вошел к ним в доверие, что ни один из них, выполняя его просьбы, даже не усомнился в правильности своих действий. А просил знакомец об одолжении: оформить на его имя кредит в 30 – 50 тыс. рублей.  Дескать, срочно нужны деньги, при первом же случае рассчитается и так далее. А когда эти деньги поступили к нему, он их собрал все «в кучку» да и был таков.
Я. САФОНОВ.
P. S.
По данным УВД Южно-Сахалинска, за 11 месяцев нынешнего года возбуждено 206 уголовных дел по ст. 159 УК РФ. Эта статья предусматривает меры уголовной ответственности за мошенничество, то бишь за хищение чужого имущества или приобретение прав на него путем обмана или злоупотребления доверием. В числе таких мер штрафы от 120 тыс. до 1 млн. рублей либо лишение свободы на срок от двух до десяти лет.