Несколько месяцев назад в редакцию пришло письмо. Пенсионер, назовем его Владимиром Федоровичем, сетовал на то, что совсем потеряла разум жена… Видать, напрочь замутили ей голову поставщики рекламной продукции, сулящие невиданное для небогатой семьи счастье. Что ни красочный конверт в почтовом ящике, то восторженное сообщение: поздравляем, мол, вас как победителя нашей акции и обладателя премии (далее следуют сумасшедшие цифры с пятью, а то и с шестью нулями). Чтобы получить купюры в руки, сделать-то надо всего-ничего: заказать некий товар по почте. Ну, скажем, на сумму 1100 руб. Заодно к «обработке» подключаются какие-то колдуны-предсказатели, тоже просят перечислить деньги за приворот удачи… И пожилая женщина тратит почти всю свою пенсию на денежные переводы. Вот только обещанных миллионов как не было, так и нет.
Автор письма просил редакцию рассказать на страницах газеты о своей беде, авось,  прислушается впавшая в нездоровый азарт жена к печатному слову…
К сожалению, сила печатного слова не столь велика, как порой кажется нашим читателям. О хитросплетениях маркетинговых акций не говорил, пожалуй, только ленивый. Были публикации на эту тему и в нашей газете. Но тем не менее дело маркетинга живет. И побеждает доверчивые души!
Надо сказать, шустрые ребята, обещающие налево и направо суперпризы, изобретательны. И неукротимы! «Гвозди бы делать из этих людей», – приходят на память строки громогласного поэта Владимира Маяковского… Более трех лет, например, и мой почтовый ящик регулярно пополняется крикливой рекламной продукцией. Упорное мое молчание ничуть не охлаждает пыла неведомых доброжелателей. «Непрерывный год счастья! – восклицают они. – Целый счастливый год, день за днем, вы будете получать по 41670 рублей в месяц!! Это большая сумма, с которой вы сможете реализовать ваши самые заветные мечты. Не рискуйте! Ответьте скорее на это письмо! Ответьте сегодня же!».
Поскольку я не поддалась искусу, некто Бруно Альбан из дирекции по проведению маркетинговых акций привлек для подкрепления «тяжелую артиллерию» в лице предсказательницы Марии Дюваль. Давнюю, замечу, мою «знакомую», писем от которой получено – не счесть! Мария, кстати, самой первой поздравила меня с днем рождения, вот такое проявление душевности… На сей раз она предложила как можно быстрее заполнить специальный купон подтверждения исключительного периода счастья, удачи и денег. За два больших предсказания удачи мадам запросила (с учетом исключительной 50-процентной скидки) 618 руб. Причем банковские реквизиты ясновидицы пуля в пулю совпадали с теми, которыми мне предлагал воспользоваться и Бруно Альбан.
Вскоре компания благодетелей пополнилась, страшно представить, какими личностями! Профессор международного центра исследований счастья Саймон Вербер уведомил другого профессора – директора НИИ ФПиУ (факторов процветания и успеха) Бернарда фон Граацу о том, что моя скромная особа попала в число 7 избранных из России! Последний был взволнован и рад за меня. Еще бы: я была избрана из миллионов россиян! «Специалисты сочли, что вы достойный человек и заслуживаете поддержки (один известный астролог очень высокого мнения о вас – не разочаруйте же!)», – письменно взывал взволнованный Бернард фон Граацу…
Должно быть, я их все-таки разочаровала.
А обещалось ведь многое! Например, прославиться,  вдобавок к полумиллионному призу, на всю страну! Вот он, сценарий. «9 часов 00 минут. Мы постучим в вашу дверь. 9 часов 01 минута. Вы покажете в камеру официальные документы, подтверждающие ваше право на приз. 9 часов 02 минуты. Мы вручим вам сертификат на сумму 500000 рублей. 9 часов 03 минуты. У вас будет возможность поблагодарить компанию после того, как мы вас поздравим. И всего через 3 минуты вы станете богаче на 500000 рублей и сможете поделиться своими впечатлениями  с близкими».
Особо активизировались «маркетологи» в предновогодье. «Подтвердите скорее ваши права на сумму 475000 рублей! Официальное уведомление о вручении приза выписано в единственном экземпляре! Ваш заказ на сумму 1100 рублей позволит вам получить великолепный трехместный диван дополнительно к вашему призу!».
На всякий случай меня даже попросили помочь отыскать… саму себя. Навар – 10 проц. от 500000 рублей.
Словом, красочной макулатуры накопилось – будь здоров! А вот условия маркетинговой акции предусмотрительно спрятаны внутри аляпистых конвертов. Те, кого заранее величают победителями, могут, оказывается, только претендовать (заказав товары почтой) на главный приз. Обладатель же приза определяется в финале акции «не случайным образом специальной уполномоченной комиссией». Учитывается сумма заказа (одним диванчиком не обойдешься…), дата его поступления (…сделайте это прямо сегодня!). Так что до статуса победителя и приезда в ваш дом телевизионной съемочной группы («9 часов 00 минут. Мы постучим в вашу дверь») путь долгий и непредсказуемый.
И еще один, мельчайшим шифром изложенный, нюанс. Ввязываясь в маркетинговую игру, вы как бы соглашаетесь с дальнейшим использованием персональной информации о вас в маркетинговых целях, в том числе с ее передачей третьим лицам. И нет резона удивляться, что вы стали объектом внимания, скажем, международного центра исследований счастья. Или – НИИ факторов процветания и успеха.
…Намедни  в одном присутственном месте была невольным свидетелем тому, как мужчина делился радостью с женщинами-коллегами, показывая им сертификат победителя новогодней маркетинговой акции. Мелькнула знакомая роспись: Бруно Альбан… (Видимо, не одна я – избранная, да вот приз-то один!). Развернулась тут же оживленная дискуссия, выяснилось, что коллеги «счастливчика» тоже получали подобные послания. И даже обращались к сотрудникам почтового отделения  с требованиями избавить их от маркетинговой корреспонденции. Это невозможно, пояснили им. Поступившие письма почтальон обязан доставить адресату.
Состоялся у автора этих строк разговор и с врачом-психиатром. Тем более что в читательском письме, которое и побудило меня еще раз обратиться к этой теме, сквозила надежда: возможно, доктор «вернет разум» запутавшейся в маркетинговой сети жене.
Доктор был суров. Во-первых, заметил он, подобные проблемы решаются индивидуально, при личном общении. Во-вторых (или скорее все-таки «во-первых»), человек должен сам нести ответственность за принятые им решения, а не перекладывать этот груз на других. Но вторая позиция для многих, к сожалению, кажется привлекательней. В обманутых надеждах виноват кто угодно (почтальон, яркая реклама), только не я сам! Ввязываясь добровольно в маркетинговую игру, надо и относиться к ней как к игре, не более. Бесплатного сыра не бывает, и для того, чтобы кому-то «выпал» приз, стоимость этого приза должны возместить другие участники акции-игры. Ну, а коль согласились на такие условия, на зеркало неча пенять.
И неплохо бы, заметил доктор, научить этому своих детей. Психологию людей старшего поколения, конечно, перестроить куда как сложнее. Десятилетиями их приучали к тому, что государство несет на себе ответственность за все и вся: за уровень зарплаты, предоставление жилья и прочее, прочее, вплоть до игры в лотерею. Теперь – другие времена…
Л. ПУСТОВАЛОВА.