Как уже сообщалось, британская компания «Хермитаж Хоспиталити Лимитед» намерена построить в центре Южно-Сахалинска высотный комплекс.
Комплекс состоит из четырех 20-этажных башен – офисных зданий, гостиницы, здания театра и торгового мола. Переход к театру будет осуществляться по надземной эспланаде шириной от 8 до 10 метров. Отель площадью 33000 кв. метров вместит в себя 450 номеров, большинство которых – стандартные до 35 кв. метров и 30 номеров люкс. Он получит международную категорию «пять звезд».
Здесь же планируется строительство банкетных залов – площадь только одного из них составит 1200 кв. метров, что позволит одновременно рассадить до 1000 человек. А также просторное помещение площадью до 3000 кв. метров для организации выставок. Театр предварительно разместится в здании площадью 3600 кв. метров. Предусмотрена просторная стоянка для автомобилей (25000 кв. метров).
Губернатор области И. Малахов оценил проект как очередной важный этап на пути развития въездного туризма на территории области и уже назначил куратором проекта от областной администрации вице-губернатора В. Никитина, а от администрации г. Южно-Сахалинска – первого вице-мэра В. Гомилевского.
Но оптимистичные оценки властей разделяют не все горожане. В номере «Советского Сахалина» от 29 августа был опубликован материал начальника архитектурно-планировочной мастерской института «Сахалингражданпроект» Н. Терентьевой «Зачем областному центру небоскребы?».
Сегодня мы продолжаем обсуждение этой темы.
Ошибки
проектировщиков дорого стоят
Проект возведения высотных зданий в границах центра г. Южно-Сахалинска был выполнен хабаровской проектной организацией «Атриум» без учета уже сложившегося масштаба города. Четыре 20-этажные башни здесь будут восприниматься как инородное тело, что с точки зрения архитектуры безграмотно, ошибочно и безвкусно.
Подобные объекты были бы уместны в городе с миллионным населением, с широкими многорядными дорогами. Центр нашего города – компактный, малоэтажный, и нарушать эту композиционность однозначно нельзя.
Концентрация большого количества высотных зданий на ограниченном участке земли вызовет большие транспортные проблемы. Свежий пример – рядом с мэрией построили здание филиала Банка Москвы. Перекрыли для транспорта отрезок улицы Амурской, и тем самым создали большой дискомфорт для горожан.
Территории высотных офисно-гостиничных центров тоже изолируют, как и здания «Эксона», «Сахалин Энерджи», п. Предгорье Зимы  и прочих других объектов. Кроме того, под застройку отойдет часть площади перед Сахинцентром, обозначенная генпланом города как территория общего пользования. Сегодня она используется всем населением – здесь проводятся различные городские мероприятия.
На мой взгляд, ошибочно и решение снести многоквартирный дом за зданием краеведческого музея – проектом здесь предусмотрена пешеходная зеленая зона. Этот крепкий жилой дом, в свое время построенный для партийной элиты, может простоять еще не один десяток лет. А если уж вести речь о сносе жилья, то разумнее заняться ветхими объектами – их у нас не счесть. Это и «Черемушки», и Владимировка, и северная часть города. Вот пусть инвесторы и разворачивают здесь новое строительство, переселив жильцов в новые дома.
Вообще же ошибки проектировщиков обходятся государству дорого. К примеру, в Москве в 60-х годах в центре города, не прислушиваясь к мнению профессионалов, власти волевым порядком возвели 19-этажную гостиницу «Интурист» и 12-этажную гостиницу «Россия» с 23-этажными башнями. Потом, правда, убедились: высотки явно не вписываются в устоявшийся в этой части города архитектурный стиль. И в итоге здания пришлось демонтировать, хотя построены они были на века.
У нас ситуация та же. Создается ощущение, что в областном центре архитектурной политикой занимаются не специалисты в этой области – архитекторы, а дилетанты – чиновники, имеющие об этой отрасли весьма смутное представление. Во всяком случае, попытки навязать сверху городскому градостроительному совету то или иное архитектурное решение уже были.
Так, в прошлом году у властей возникла идея установить на площади Победы малые формы сахалинской фауны. Более неудачное соседство с танком Т-34 вообще-то придумать сложно. Да и в концепцию площади Победы монументы тюленя, лосося явно не вписывались. Но чиновников это не смущало, хотя подобные вещи, и это известно даже студентам архитектурного вуза, более уместны в парковых и других зонах отдыха.
И если бы не принципиальная позиция членов градостроительного совета, скульптуры тюленей-лососей сегодня уже бы красовались на площади Победы.
Вот и в данном случае тоже требуется вмешательство горожан. Это наш город, и не чиновники, а население должно решать, каким ему быть.
Хан Сан Зун,
лицензированный архитектор, член Союза архитекторов РФ и городского градостроительного совета, директор проектной фирмы ООО «Сахград-2000».
Город обретет
новый символ
Новый облик центральной части Южно-Сахалинска, который включает в себя сегмент города между проспектом Мира с восточной стороны, улиц – Чехова с западной стороны, Курильской – с северной стороны, Поповича – с юга, рассмотрен на заседании городского градостроительного совета и представлен на общественных слушаниях прошедшим летом. Архитектурное сообщество высказалось за строительство на этой территории четырех высокоэтажных корпусов гостиничного типа, а также строительство нового здания театра, который будет одновременно и деловым культурным центром, и театром. Так что решение преобразить центр города исходит не от чиновников, а от общественной структуры.
В ходе обсуждения высказывалось предложение сделать эту часть города пешеходной. Но планировка города этого не позволяет. На Коммунистическом проспекте сохранится транспортное движение, а пешеходные зоны между двумя площадями и гостиничным комплексом, примыкающим к сахалинскому бизнес-центру, в соответствии с проектом поднимутся на уровень второго этажа. На месте существующего здания Чехов-центра появится каскад фонтанов, прогулочных аллеек и т. д. Словом, у города будет обустроенная на современном уровне территория, где смогут собираться и отдыхать горожане.
Реализация проекта позволит решить и злободневную проблему парковки автотранспорта в этой части города за счет строительства подземных парковок на 1,5 тысячи мест.
Проект практически готов, и буквально через несколько месяцев уже можно будет приступать к строительству высоток. Стоимость проекта – 380 млн. долларов, все расходы берет на себя не городской бюджет, а инвестор.
Уверен, что прежде чем объявить о своем намерении, компания просчитала целесообразность строительства, свои доходы и риски на десятки лет вперед. И эта сторона вопроса не должна нас волновать. Для горожан главное – новый облик Компроспекта, который может стать символом нашего города.
В. Гомилевский,
первый вице-мэр г. Южно-Сахалинска.
У нас отнимают
общественное
пространство
Отдавать территорию  исторически сложившегося  общественного пространства, используемого всем населением города, под застройку объектами для ограниченного меньшинства – бизнес-сообщества либо какой-то другой ограниченной социальной группы – конечно же, нельзя. Предлагаемый властями проект планировки центральной части областного центра – это очередные грабли, наступать на которые уже  просто безумие.
Строительство  четырех высоток  на Компроспекте вступает в острое противоречие с интересами горожан. Можно сказать, лет 20 в Южно-Сахалинске не создавалось ни одного сквера –   все сведено к небольшим косметическим обустройствам уже существующих зеленых участков. Зато то в одном, то в другом микрорайоне города, вопреки протестам горожан и здравому смыслу,  уничтожаются рощи и зеленые насаждения. В какой-то мере из-за этого  загазованность воздуха в центральной части города выше всяких допустимых норм: по данным мониторинга Сахалинского управления гидрометслужбы, этот показатель здесь превышен в 2 – 5 раз. 
Согласно законодательству, создание новых источников выбросов в атмосферу  вредных веществ там, где   уровень их концентрации  выше предельно допустимого,  запрещено. А высотные комплексы c автомобильными стоянками, естественно, его увеличат. Да и   сама по себе гигантская стройка, где большегрузная техника, землеройные работы, грунт и стройматериалы,  является мощнейшим загрязнителем окружающей среды. К тому же, на этой площадке предполагается снос практически всех деревьев.
Вообще такие серьезные проекты должны  разрабатываться на основе  утвержденного, прошедшего все экспертизы и согласования плана генеральной застройки города. Сейчас такового нет, генплан до сих  пор находится в стадии проработки.
Мы уже запросили в
ДАГУНе  администрации
г. Южно-Сахалинска документы по высоткам. На их основании сможем сделать  расчеты – оценки воздействия этого строительства и реализации проекта на окружающую среду. Но, даже не имея их, можно предположить: если этот проект начнут реализовывать, прогулки  в городском парке  станут вредными для здоровья горожан. А так называемые пешеходные зоны на  участке  в районе Сахинцентра можно будет объявлять зоной повышенной опасности.
Общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» намерена заняться этой проблемой основательно. Если потребуется, будем обращаться в прокуратуру, в суд. Мы как общество не должны допустить, чтобы за счет нашего здоровья и изъятия общегородского пространства какие-то бизнес-структуры  зарабатывали свои деньги.
Пусть они строят новые здания (хотя целесообразность возведения офисов и гостиниц в уже перенасыщенном этими объектами городе весьма сомнительна). Но используют под строительство пустыри или же площадки с ветхими строениями,  не посягая на общественное пространство.
Я убежден:  этот проект в итоге будет оспорен и отменен. У нас уже есть подобные прецеденты. Так, фирма «Росморпорт» по заказу компании «Сахалин  Энерджи» решила построить в
г. Корсакове  центр управления движением судов. Это многоэтажное здание, на крыше которого предполагалось разместить мощную радарную установку с высокочастотным при эксплуатации излучением, вредным для здоровья человека.
Жители близлежащих домов почти год боролись против этого строительства – проводили слушания, собирали подписи, обращались в различные инстанции. В итоге управление Ростехнадзора выдало отрицательное заключение на этот проект,  корсаковский мэр отменил свое постановление о выделении земельного участка под строительство. И теперь фирма вынуждена все начинать сначала – выбор участка, получение согласований, проектной документации и т. д.
В Южно-Сахалинске оказалось выброшенными на ветер более миллиона рублей – чиновники определили неудачное место для строительства городской свалки и на протяжении длительного времени не собирались менять свое безграмотное решение. Но после общественной экологической экспертизы все же вынуждены были отказаться от запланированного строительства и перенести этот объект в другое, безопасное место. Из-за этой скандальной истории вице-мэру В. Верещагину даже пришлось расстаться со своим креслом задолго до окончания полномочий прежнего мэра.
Вот и сейчас власти должны проявить мудрость и дальновидность, чтобы не допустить вселенского скандала по поводу затеваемой стройки –  она, повторюсь, вступает в острое противоречие с интересами горожан.
Д. ЛИСИЦЫН,
председатель совета региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина».
Высоткам можно найти иное место
Сахалинский региональный центр сейсмологии строительства не занимался проектом планировки центральной части города, представленной хабаровской проектной организацией «Атриум». Скорее всего к этой работе будет привлечен наш головной институт – ЦНИИСК им. Кучеренко, который определяет политику в области сейсмостойкого строительства.
С точки зрения сейсмики, препятствий для высотного строительства на Коммунистическом проспекте я не вижу. В 1985 году на схеме сейсмологического микрорайонирования территории Южно-Сахалинска на этом участке отмечался определенный разлом, но, по заключению специалистов, он отнесен к разряду сейсмонеактивных.
Однако я и мои коллеги принципиально против размещения этих зданий и вообще реконструкции центра города в предлагаемом виде по иным соображениям.
Во-первых, из-за возведения здесь высоток мы потеряем центр города для южносахалинцев. Сейчас эти исторически сложившиеся зоны – площади перед Чехов-центром, Сахинцентром, а также прилегающие к ним скверы – доступны для всех. И горожане здесь встречаются, спокойно перемещаются, отдыхают.
Территорию гостиничного комплекса, естественно, огородят. Хотя, впрочем, когда ее застроят высотными башнями, обычному горожанину здесь и без этого уже будет делать нечего.
Во-вторых, еще в большей мере усугубятся транспортные проблемы. Сомнительно, что их можно будет решить за счет строительства парковок, о которых сейчас говорят разработчики проекта. Все это отрицательно скажется на комфортности проживания горожан.
Поэтому разумнее было бы не нарушать градостроительную ситуацию, а найти в городе для высотного комплекса другую строительную площадку. Они сегодня есть. И есть возможность осуществить этот проект с учетом сложившегося городского масштаба.
А. Малаховский,
директор регионального центра сейсмологии строительства Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. Кучеренко.