Вошла в десятый класс южно-сахалинской средней школы № 3 имени Героя России С. Ромашина и неожиданно для себя попала на «переговоры». Группа медиков-исследователей одного из научно-исследовательских институтов «Врачи без проблем», синтезировавшая сыворотку для разработки лекарства от СПИДа, пыталась договориться с некоммерческой организацией «Дети – цветы жизни», заинтересованной в спасении около 400 малышей от смертельно опасной болезни. Обеим сторонам срочно требовались компоненты для производства сывороток: одной – мякоть, другой – колючки редкого растения боа-боа.
В переговорном процессе участвовал прилетевший в Россию представитель аргентинской фирмы «Братья Кордоза Интернэшнл», строящей свой бизнес на выращивании и продаже целебных плодов боа-боа. Он привез партию такого товара, несмотря на то что у фирмы есть постоянный его покупатель – шейх из Арабских Эмиратов, готовый оптом приобрести боа-боа за 100 тыс. долларов. Бизнесмен фирмы «Братья Кордоза Интернэшнл» решил продать россиянам товар подороже – за 140 тыс. долларов, причем за неделю, иначе плоды утратят свою лечебную силу.
Как выяснилось, и медики-исследователи, и гуманисты из некоммерческой организации «Дети – цветы жизни», располагающие кредитными суммами в 90 тыс. и 70 тыс. долларов, уже в течение пяти дней пытались всеми путями уговорить аргентинца отпустить им товар по более низкой цене. Добиваясь расположения гостя, они водили его в дорогие рестораны, сауны, устраивали экскурсии по городу… Но за столом переговоров каждая сторона по-прежнему жестко вела свою линию. Медики преследовали свои экономические интересы в надежде, что изобретут лекарство от «чумы ХХI века», станут нобелевскими лауреатами и получат сверхприбыли от производства спасительного препарата. НКО «Дети – цветы жизни», располагавшая лишь половиной суммы, необходимой для сделки, переводила проблему с приобретением боа-боа в плоскость милосердия. Но аргентинец не уступал, не желая терять большую часть прибыли. И когда к концу недели переговоры окончательно зашли в тупик, бизнесмен распрощался с двумя конкурирующими организациями и вылетел с товаром к шейху.
А в средней школе № 3 состоялся «разбор полетов». Учитель профильного социально-экономического класса И. Шумова, мастерски исполнявшая в этой экономической игре роль представителя компании «Братья Кордоза Интернэшнл», образно говоря, сняла маску. Взяв мел, Инна Валерьевна начертила на доске в общем-то простую схему благополучного исхода переговорного процесса. Решение, как выяснилось, лежало на поверхности. Всего-то и требовалось от конкурентов стать бизнес-компаньонами, сложить уставные капиталы, приобрести оптом партию боа-боа, разделить ее (кому – мякоть плодов, а кому – колючки) и решить свои проблемы. Путь к простому (несмотря на некоторые подсказки искушенных в экономических играх одиннадцатиклассников) для ребят из десятого класса оказался сложным.
Тем не менее по ходу игры некоторые из них высказывали оригинальные предложения, энергично искали выход из тупиковой ситуации. Таких ребят включили в школьную команду, и с 15 декабря нынешнего года по середину мая 2007-го они будут участвовать в решении более сложных социально-экономических задач на областном конкурсе «Стратегия будущего». Такое состязание совместно с областным департаментом образования проводит южно-сахалинская НКО «Лаборатория инновационных технологий», возглавляет которую К. Молчанов.
В прошлом году учащиеся школы № 3 областного центра заняли второе место в ролевой игре «Жизнь без коррупции – выбор молодых», уступив первенство сверстникам из гимназии № 1 им. А. Пушкина. (Третьими были ребята из Углегорска). Но уже осенью нынешнего года на конкурсе бизнес-проектов, также организованном лабораторией инновационных технологий, ребята из третьей школы заняли первое место. Примечательно, что за победу боролось шесть команд, и не только школьников, но и студентов СахГУ.
Как рассказала И. Шумова, лучший бизнес-проект был посвящен развитию этнического туризма на Сахалине, и им даже заинтересовались в управлении культуры. Он предусматривает создание этнической деревни аборигенов острова. Посетив такой музей под открытым небом, туристы смогут не просто увидеть статичные экспонаты, а примерить костюмы северян, отведать блюда национальной кухни, попробовать свои силы в декоративно-прикладном искусстве аборигенов, услышать их мелодии и приобщиться к танцам, поучаствовать в национальных спортивных состязаниях.
Сама идея и экономические расчеты, приведенные в бизнес-проекте, впечатлили организаторов ролевой игры, и они отметили труд школьников и их педагога солидным грантом. А одного из главных разработчиков проекта одиннадцатиклассника Алексея Горшкова лаборатория инновационных технологий пригласила к себе на работу на полставки. Так что теперь в свободное от учебы время Алексей, являясь администратором сайта лаборатории в интернете, трудится над его содержанием и информационным пополнением. Такое дело Алексею очень нравится. Он намеревается в будущем году поступить в университет и продолжить сотрудничество с лабораторией.
У Ольги Гусевой скоростное мышление, множество идей, на первый взгляд фантазийных, но она так интересно применяет их в ролевых экономических играх, что так же, как и Алексей, считается лидером команды. Выпускница-2007 к тому же успешно выполнила дистанционные задания заочной школы МГУ и получила приглашение поступать на экономический факультет этого вуза.
Елена Скворцова, одноклассница Алексея и Ольги, в команде замечательно играет роль работника средств массовой информации. Представители реальных бизнес-структур, оценивавшие ее действия на городских и областных соревнованиях, сошлись во мнении и настоятельно советовали Елене стать профессиональным журналистом.
Педагог Инна Валерьевна Шумова убеждена, что подобная профилизация в старшем звене средней школы помогает выпускникам самоопределиться, выбрать любимую профессию, стать в жизни успешными людьми. Более того, ребята, углубленно изучающие социально-экономические дисциплины, учатся главному – цивилизованно выстраивать партнерские отношения в жизни и в бизнесе, приобретают навыки слушать и слышать конкурентов, идти на уступки и сотрудничество, не прибегая к коррупции.
Выпускники третьей школы, участвуя в ролевых играх, хорошо усвоили эти истины и сейчас открывают их десятиклассникам.
Л. СТЕПАНЕЦ.