Это был, безусловно, очень смелый, если не сказать дерзкий, шаг – в 1991 году, когда государство являлось монополистом в сфере связи, учредить в Южно-Сахалинске первое частное предприятие ООО СП «Сахалин Телеком», которое заявило о себе как об альтернативном операторе международной связи. Совместное предприятие возглавил кандидат технических наук
П. Ахманаев.
Аналогичные предприятия по тем временам появлялись лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому среди сахалинских связистов было немало скептиков, сомневавшихся в жизнеспособности «Сахалин Телекома». Но сомнениям вопреки новичок, созданный  областным радиотелевизионным передающим центром при участии московской компании «Коминком» и английской фирмы «Cable & Wireless», взяв на вооружение самые современные технологии, не просто выжил  в непростых экономических условиях, а стал одним из крупных альтернативных операторов фиксированной связи в регионе.
Наш корреспондент встретился с генеральным директором «Сахалин Телекома» П. АХМАНАЕВЫМ.
– Павел Викторович, пятнадцать лет назад вы первыми в Сибири и на Дальнем Востоке применили цифровые технологии в телефонии. Чем это было продиктовано?
– Дело в том, что в 90-х годах на большой территории страны восточнее Урала, в том числе и в Сахалинской области, не было качественной международной связи. А потребность в ней была у рыбаков и моряков, лесопромышленников и нефтяных компаний, готовящихся к освоению сахалинского шельфа. Поэтому в 1992 году мы ввели в эксплуатацию первую цифровую  телефонную станцию английского  производства. Полгода ее обслуживал и параллельно обучал наших инженеров представитель компании-производителя. Кроме того, мы построили станцию спутниковой связи с выходами на Гонконг и на материк, так как волоконно-оптическая кабельная линия через пролив не проложена. Надо сказать, что эта спутниковая станция и по сей день обеспечивает качественную связь. В сентябре 1998-го, несмотря на случившийся дефолт, мы подключили  через нее нефтедобывающую платформу «Моликпак». А со временем нашими клиентами стали и нефтяные консорциумы, и другие представители бизнес-сообщества. Более того, оценив качество международных услуг, наши абоненты стали просить компанию улучшить местную телефонную связь. Пришлось получать соответствующую лицензию и подсоединяться к местной телефонной сети. Так что «Сахалин Телеком» обслуживает и юридических, и физических лиц. Число проданных номеров нашей телефонной связи превысило уже 4 тысячи. Такова абонентская база предприятия.
– Сегодня на рынке услуг связи действует несколько компаний-операторов. Как вам работается в условиях конкуренции?
– Около года «Сахалин Телеком» был монополистом в оказании цифровых услуг, и прежде всего в международной телефонии. От этого нам было очень комфортно. Когда же стали появляться другие компании, кое-кто из нас занервничал. Но английские партнеры по бизнесу отнеслись к переменам спокойно. Они сказали: «Все нормально. Просто теперь мы должны работать еще лучше, чтобы клиенты были нами довольны, чтобы они выбирали нас». В результате мы в чем-то пересмотрели стратегию компании, где-то изменили подходы к выполнению заказов клиентов, стали внимательно следить за состоянием рынка, заниматься маркетингом. И – самое главное – постоянно развивать свою сеть, прокладывать новые линии. Если для телефонии мы сначала применяли преимущественно медный кабель, то последние девять лет прокладываем современный волоконно-оптический, причем не только в Южно-Сахалинске, но и в районных центрах.
У компании своя стратегия развития, мы стремимся быть первыми в освоении новых технологий.
– Приведите, пожалуйста, пример для наглядности.
– В преддверии работ по строительству завода по производству сжиженного природного газа в Пригородном мы выезжали на тогда еще голую площадку с рекогносцировкой, определяли место размещения будущей радиорелейной линии, заказывали необходимое оборудование, частоты… Хотя еще официально не был объявлен победитель тендера – генподрядчик по строительству и субподрядчики. Было неясно, какие скорости передачи информации им потребуются, но мы работали на опережение. Зато, когда началась стройка в Пригородном, мы уже были готовы и развернули там радиорелейную линию, проложили несколько километров  оптического и медного кабелей, установили телефонную станцию на 500 номеров  с полным комплексом услуг и  поставили в поселке строителей 20 телефонов-автоматов, чтобы  рабочие могли звонить домой.
В 2005 году получили лицензию на предоставление услуг   зоновой междугородной связи и ввели первую на Дальнем Востоке России альтернативную областную междугородную телефонную станцию.  В 2006 году получили лицензию на предоставление услуг кабельного телевидения. Их мы предлагаем застройщикам современных домов наряду с телефонией и интернетом.  Потребителями наших услуг становятся новые гостиницы, бизнес-центры, офисы, микрорайоны.
– Павел Викторович, помимо качества и высокой скорости информационных услуг чем еще «Сахалин Телеком» привлекает клиентов?
– Наверное, интернет-картами. Когда мы вышли на этот рынок, то в Южно-Сахалинске  уже действовали 8 интернет-провайдеров,  которые продавали свои интернет-карты. Чтобы клиенты  заметили, что на этом  поле объявился новый игрок, мы стали не только предоставлять высококачественный доступ в глобальную сеть, но и реализовывать  оригинальные интернет-карты  «Шедевр» с репродукциями картин известных художников. Они достаточно быстро нашли своих поклонников. Люди стали коллекционировать «Шедевры», так что мы, решая свои коммерческие задачи, в какой-то степени стали пропагандистами  искусства. Кстати, даже использованные карты этих серий вы не увидите под ногами прохожих. Есть и такие, которые предназначены для беспроводного доступа  в интернет по технологии «Wi-Fi». Она позволяет деловым людям пользоваться карманными компьютерами или ноутбуками без кабельного подключения к сети.
– Кто является учредителем «Сахалин Телекома»?
– Наше предприятие входит в группу компаний «Голден Телеком». Эта известная московская  телекоммуникационная группа фигурирует в рейтинге 200 разнопрофильных компаний России.
– Сколько специалистов в штате вашего предприятия?
– Вначале их было 15, сейчас 60. Это профессионалы своего дела, прошедшие обучение в ведущих вузах страны и подготовку в зарубежных фирмах. Многие из них награждены отраслевыми наградами. К примеру, начальник линейного отдела В. Котман и начальник центра спутниковой связи В. Чернышов отмечены знаками  «Мастер связи». Коллектив молодой по возрасту, дружный, увлеченно осваивающий технологии, поскольку связь стремительно развивается.
– Павел Викторович, сегодня «Сахалин Телеком» работает на уровне мировых требований. 12 лет назад вы также создали компанию «Сахалин Телеком Мобайл», предоставляющую услуги сотовой подвижной связи. Вы предлагаете клиентам видеоконференцсвязь, аренду каналов передачи данных и т. д. А чего можно ждать в будущем от «Сахалин Телекома», от связи в целом?
– Еще далеко не все потребности общества нами удовлетворены. Этап развития фиксированной связи,
т. е. обычных телефонов,  почти полностью удовлетворяет клиентов; начавшийся 12 лет назад этап мобильности телефонной связи также полностью удовлетворяет спрос; доступ в интернет возможен и по проводам, и по беспроводным радиосистемам. Сейчас мы подошли к этапу развития связи, когда возникает спрос на услуги передачи информации (данных) не по запросу, а по возникновению этой информации у абонента и передачи ее в адрес конкретной базы накопления и обработки информации.
В ближайшее время  по просьбе наших клиентов, нуждающихся в постоянном медицинском контроле, им под кожу будут вживляться специальные датчики. Они станут круглосуточно следить за состоянием здоровья пациентов и передавать данные на компьютеры больниц или поликлиник для анализа и предупреждения о пороговых значениях. Микрочипы, вшитые, к примеру, в обувь туристов, геологов, спелеологов, горняков и т. д., будут сообщать об их местонахождении.
Есть спрос и на датчики для автомобилей – они будут своевременно извещать владельца машины или персонал станций техобслуживания о работе двигателя и различных систем автотранспорта, не доводя ситуацию до аварийности, а упреждая ее.
Владельцы четвероногих друзей, установив микрочипы на своих питомцах, всегда будут знать, где те находятся. Одним словом, спрос на эти и другие услуги будет расти, и технологии к этому идут. Только потребуются гораздо большие скорости передачи данных по новым системам «Wi-Fi» и «Wi-Max». Так что впереди много интересной работы на долгие годы. Это и есть конвергенция  нескольких видов связи.
– Успехов вам и вашему коллективу!
Л. СТЕПАНЕЦ.