«Советский Сахалин» уже рассказывал о мытарствах 19 российских рыбаков с потерпевшей крушение 20 декабря в Охотском море рыболовной шхуны «Шойю мару-52». На днях их история получила неожиданное продолжение. Рыбаки исчезли.
Напомним, что злоключения россиян начались утром 20 декабря. Во время шторма в Охотском море
из-за смещения груза перевернулась шхуна «Шойю мару-52», приписанная к порту Пномпень (Камбоджа). Команде, состоящей из жителей Сахалина и Приморья, едва хватило времени на спасение. В результате многие люди оказались в спасательном плотике без документов и теплой одежды. Температура на месте крушения судна составляла минус 15 градусов, продолжающийся шторм еще больше осложнял обстановку. Однако капитан «Шойю мару-52» успел передать сигнал бедствия, так что помощь оказавшимся в беде рыбакам пришла быстро. Следовавший курсом из Петропавловска во Владивосток СТР «Капитан Камратов» подобрал россиян и направился в Корсаков. Однако из-за поломки главного двигателя доставить спасенных на остров в тот же день не получилось. И хотя двигатель починили своими силами, спасенную с «Шойю мару-52» команду решено было пересадить на другое судно. Так и сделали. Все 19 спасенных рыбаков перебрались на шхуну «Бали» (порт приписки Пномпень, Камбоджа). Последняя направилась в Корсаков. Однако где-то в пути «Бали» пропала. До сих пор связь с судном установить не удается. Сигналов бедствия с него не подавалось. Что случилось с 19 россиянами? Где они сейчас? Почему так и не пришли в порт Корсакова? На эти вопросы пока не получено ответа. Да и будет ли он вообще, этот ответ?
Дело в том, что, как сообщил редакции представитель МИД России в г. Южно-Сахалинске Владимир Носов, случай, произошедший с российскими рыбаками, вовсе не уникален. За время своей работы В. Носов не раз сталкивался с подобными происшествиями, когда суда под иностранными флагами, но с российскими экипажами таинственно пропадали, а затем появлялись словно бы из ниоткуда. Чем занимались за время таинственных отлучек суда-невидимки? Скорее всего вещами не совсем законными. Например, браконьерством. Все косвенные данные говорят о том, что «Шойю мару-52» не была исключением из их числа. В этом случае получает объяснение и странное нежелание капитана «Шойю мару-52» называть имя своего работодателя, и таинственное отсутствие (якобы забытых в спешке) документов у большей части команды. Ведь «светиться» браконьерам не к чему. Разумеется, по прибытии в Корсаков рыбаков ждал серьезный «разбор полетов». А этого команде перевернувшегося судна совсем не хотелось. В настоящее время ФСБ, пограничники  и спасатели пытаются выяснить, куда подевались 19 россиян. Среди основных гипотез есть и такая: «Бали» могла уйти в один из японских портов. Но на соответствующий запрос из береговой охраны Японии пришел ответ: сведениями о местонахождении камбоджийской шхуны не располагаем. Лукавят наши восточные соседи или говорят правду?
Не исключено и то, что все пропавшие рыбаки уже находятся дома, сообщили нам в управлении МЧС России по Сахалинской области. Во всяком случае, мест для незаметной высадки на острове хватает.
Однако нельзя отвергать и пессимистичный вариант. Судно под флагом той же страны, что и перевернувшееся, более того – с тем же портом приписки увозит россиян неизвестно куда. Может быть, к таинственному камбоджийскому судовладельцу, на которого, несмотря на все усилия, так и не смогли выйти наши государственные органы? Как он поступит с россиянами? Не закопает ли живьем в землю за утрату судна?
Очень маловероятно. Скорее всего судовладелец этот – житель Сахалина или Приморья. И закапывать команду судна он не будет, а скорее наоборот – подкинет новую работу. Все равно прибыль покроет любые потери. Вот и до сих пор болтающуюся на волнах «Шойю мару-52» спасать судовладелец не намерен.
«Сейчас наши предприниматели предпочитают регистрировать свои суда под каким угодно, но только не российским флагом. Такое повальное нежелание поднимать российский триколор уже не звоночек, но настоящий набат для властей», – считает представитель МИД. – Однако на местном уровне эту проблему не разрешить.
П. РЯБЧИКОВ.