Размышляя о природе театра, режиссер Борис Голубовский как-то заметил: «Детский театр – это не там, где зачастую взрослые притворяются детьми. А тот, где дети играют про себя». Вывески театра именно в таком понимании на Сахалине, да и на просторах нашего Отечества вы не найдете. Но отрицать его существование не стоит, потому что есть такое явление, как театральные отделения детских школ искусств.
На спектаклях педагога южно-сахалинской ДШИ-2 Марины Лариной не оставляет ощущение, что слова «дети», «детский спектакль» здесь из второй очереди. В первую очередь ваши мысли занимают степень достоверности образа, богатство эмоций, наконец, умение юного актера сопереживать своему персонажу.
А происходит это потому, что Марина Юрьевна придумывает очень реалистичные спектакли, близкие к «тексту» жизни своих учеников. Сказывается огромный профессиональный опыт, в том числе семнадцать лет верности только этой школе. Дети подрастают, и вместе с ними набирают масштабы замыслы режиссера-педагога. С каждым разом она поднимает планку чуть-чуть, но выше предыдущего, умея на редкость точно находить сюжеты, обреченные на сердечный отклик у юных актеров. И милые сказки для малышей сменяются возвышенной философией. Ведь это так важно – вовремя подсказать ребятам именно такие, космического размаха, чувства и мысли, что очень востребованы в максималистском возрасте «до 16 и чуть старше», не слишком склонном к компромиссам. Самый возраст порассуждать о времени и о себе.
Майская премьера-2007 от театрального отделения открыла для зрителей «Книгу джунглей» Редьярда Киплинга. Правда, «Книгу…» читали в переложении современного драматурга Андрея Гуркова, да и джунгли оказались на городской манер. Впрочем, вряд ли спектакль что-то потерял от такой модернизации, скорее придал большей динамики ключевому моменту – противостоянию отважных Волков и их антиподов, совсем не благородных Собак Динго.
«Время полной луны» было темпераментно разыграно ребятами как героическая и ироническая сага о ценности и цене свободы, где красной нитью проводится мысль «делать жизнь с кого» и как эту самую жизнь выстроить, какие принципы возвести в культ и чем не поступаться ни при каких обстоятельствах. В конечном итоге соперники приходят к пониманию, что они – половинки одного целого, дети одного мира, а значит, должны найти общий язык.
При минимуме выразительных средств – яркие костюмы (модельер Галина Ткаченко), музыкальный ряд (звукооператор Михаил Лях) – юные актеры сосредоточились на качестве игры. А потому запоминающихся работ было немало – Анастасия Зубова (Багира), Сергей Куренков (Акела), Владимир Тен (Ор), Анастасия Сулакова (Шатира), Татьяна Румянцева (Ракша), Иван Носков (Ракен). Но самой оригинальной актрисой оказалась живая, как ртуть, Валерия Яковлева в роли мелкого двурушника Табаки.
«Временем полной луны» четверо выпускников театрального отделения попрощались с учебой. Успех премьеры, которая, как и любой учебный спектакль, печально недолговечна, они разделили еще с восемнадцатью своими товарищами – учениками школы искусств и гимназии № 2.
Постановки учебного театра интересны тем, что в них проглядывается будущее Мельпомены. В том числе и сахалинской. «Мы не растим актеров, мы воспитываем личность» – кредо школ искусств. Тем не менее профессионалы все-таки вырастают, переступив грань, где кончается искусство и начинается собственно судьба.
Вопрос, а переросло ли у кого-либо из учеников ДШИ-2 детское увлечение в профессию, без ответа не остался. В Санкт-Петербурге учится Алексей Полищук, успешно окончивший Сахалинский театральный колледж и успевший дебютировать на студенческой скамье в спектакле Чехов-центра «Женитьба». Еще несколько лет назад в том же школьном актовом зале в роли сказочника довелось видеть Сергея Краснова, ныне студента Хабаровского института искусств и культуры. А его старший брат Андрей, также учившийся у педагога Марины Лариной, уже играет в составе труппы Хабаровского краевого театра драмы, гастроли которого начинаются в нашем городе 26 мая… Рано или поздно, но приходит время собирать овации и полные залы.
И. СИДОРОВА.