По итогам областного фестиваля «Театральный остров», организованного областным центром народного творчества, дискуссий не случилось. Спорить было особо не о чем: при минимуме зрелищ на сцене южно-сахалинского зала «Каприччио» в течение двух дней фестиваль оказался на редкость заурядным событием.
Между тем театральная самодеятельность у нас явление довольно массовое. Трудно представить, сколько бы длился этот марафон, если бы приехали все любители жанра. А их, если верить статистике, на конец прошлого года в области было аж 132 коллектива, в коих задействованы больше 1600 участников. В действительности на фестивали редко собирается больше десятка студий и кружков. «Театральный остров» не исключение: пять детских и три взрослых коллективных участника – из Александровска-Сахалинского, Томари, Корсакова, Холмска, Южно-Сахалинска,  Углегорска, зато изрядное разнообразие заявок – пантомима, водевиль, современная драма, сказка, мюзикл, литературный театр…
Тем не менее показателен фестиваль прежде всего как зеркало нашей жизни. Невзирая на то, что в области газа, нефти и пр. мы впереди планеты всей, ситуация в сахалинских районах меняется мало. О тамошних реалиях можно судить по тому, что там ставят на сцене, над чем смеются, как играют. И делают это, как делали где-нибудь в тьмутараканистой действительности 60 – 70 – 80-х годов. Культурная жизнь на местах отчаянно нуждается в свежих идеях. А с их носителями еще хуже, чем с деньгами для культпросвета. И если починить крышу для клуба уже реально, то зазвать под нее за сотни верст от Южно-Сахалинска молодую творческую личность дело по-прежнему немыслимое. Отчего «Театральный остров» утонул в болоте режиссерской невнятицы и спасти ситуацию не могли ни роскошные костюмы ручной работы, ни добросовестно привезенные издалека тяжеленные декорации, ни искренний энтузиазм актеров. Максимум, на что мог рассчитывать терпеливый зритель, – художественное хождение (стояние) на сцене да потоки словесности, потерявшейся во времени и пространстве.
Но, конечно же, будет полной несправедливостью умолчать: были, были звездные моменты у «Театрального острова». Тянулась унылая полоса зрелищ, ничем ни в одну сторону не выдающихся, и тут – бац! – как атомный взрыв в пустыне –  «Разговор, которого не было» холмского театра Татьяны Михайловой. Есть в нем некоторые шероховатости, но это мелочи по сравнению с огромным энергетическим зарядом таланта и темперамента в постановке студента Московского института культуры Евгения Валявки.  Пьеса Романа Белецкого – успешный образчик актуальной драматургии для подростков, которую ищут да не могут найти режиссеры. Актерским тандемом – Евгений и Андрей Валявка – она была разыграна с большим изяществом и остроумием, без занудства, коим обычно грешат «антинаркотические» воспитательные пьесы для трудной аудитории. Не случайно братья Валявка, сыновья режиссера Т. Михайловой, были признаны лучшими актерами.
А вот детский театр-студия их землячки Оксаны Елагиной из православной школы «Благодать» движется своим оригинальным путем. Театр представил замечательную по глубине работу – «Когда ты рядом со мной» – в жанре пантомимы, сплавленной с философией. Удивительные, светлые лица у ее учеников, красивой и богатой творческой жизнью они живут, и потому так дорога их краткость – сестра понятно чего, и их молчание – золото…
Вообще это фестиваль актерских находок, пусть и не отмеченных официально жюри, так сказать, в коллективном облике и развитии. На «Театральном острове», считай, каждая постановка искрила славными юными дарованиями (безотносительно к качеству спектакля  в целом). Найдись на каждого крепкий педагог, выиграли бы все. Вот в Южно-Сахалинске начала активную жизнь детская студия «Мюзикл» при Сахалинском колледже искусств, направляемая энергией Татьяны Тодика и Татьяны Зайковской. Их внеконкурсный мюзикл «Приключения капитана Врунгеля», в коем поют и танцуют полсотни мальчишек и девчонок, в скором времени отправится на гастроли по районам сахалинского севера, а потом по всем детским домам, опираясь на обещанную управлением культуры области поддержку. И, ясное дело, фанатов сцены от этих встреч повсеместно только прибавится. И народный театр ДК железнодорожников, в рамках фестиваля презентовавший премьеру «Кукла для невесты», – настойчивый продолжатель мощных традиций, которые грех предавать забвению…
Театральная самодеятельность должна существовать уже постольку, поскольку в ней коренятся истоки многих профессиональных актерских (режиссерских) карьер. Если в детстве не заболел сценой, то далее тебе эта болезнь и не грозит. Драмкружки и театральные студии в школах и клубах исполняют свою громадную миссию – как могут. В самодеятельности сегодня сосредоточена элита местной интеллигенции и самая неравнодушная ребятня. Последняя, конечно, другая – подобно герою новейшей сказки  мечтает «добыть побольше денег и стать человеком» (именно в такой последовательности), но восхищает подкупающей тягой к лицедейству. Если вдруг надумаем отказаться от слабого театра в стране победившего телевидения и интернета, согласившись, что ничто не вечно под луной, мы рискуем получить еще большие потери. Ведь народный театр у нас развивается не как собственно искусство, но как способ существования, шанс украсить свою жизнь и жизнь земляков, которая порой груба до невозможности.
Менее всего хотелось бы «обидеть художников», напротив, хочется снять перед ними шляпу за то, что они делают свое дело всем штормам вопреки. Но очевидно, что застой мысли переходит по наследству их воспитанникам. Некоторые руководители подспудно предпочитают вариться в своем районном «супчике», подальше от фестивалей и последующих разборов полетов с участием маститых специалистов. Впрочем, провинциальность – понятие внутреннего порядка. К примеру, взять Оху, дальше только Курилы – но это не мешает режиссеру Ларисе Невзоровой всякий раз поражать своими постановками. Вместе со своими ребятами она «застолбила» за Охой статус театральной столицы – благодаря устойчивому лидерству в последние годы…
Так как же быть дальше: если проводить такие фестивали все же надо, а смотреть их по большей части невозможно? Может быть, согласиться с тем, что от какого-то наследства рано или поздно придется отказываться? Если раньше любили в народный театр играть и ходили смотреть его, то сегодня времена переменились. В сравнении с другими жанрами самодеятельности «пациент» скорее жив, но чувствует себя нехорошо. А главное – не просматривается тенденций на улучшение ситуации к мажору. Некому ее просто улучшать.
И. СИДОРОВА.
Фото автора.
p. S.
Дипломантами первой степени на «Театральном острове» стали  народный театр ДК железнодорожников (спектакль «Кукла для невесты» А. Коровкина, режиссер Наталья Обмак) и театр-студия школы № 3
г. Корсакова («Наследство» А. Аверченко, руководитель Лина Лазебник). Дипломов второй  степени удостоены спектакли «Разговор, которого не было» (режиссер Евгений Валявка, г. Холмск) и «Когда ты рядом со мной» (театр-студия школы «Благодать»,
г. Холмск, руководитель Оксана Елагина).