Может ли учитель физики стать вице-губернатором; сколько нужно денег для «лечения» муниципальных больниц; как решать кадровую проблему в глубинке; парламент и администрация – союзники или оппоненты? На эти и другие вопросы отвечает вице-губернатор, курирующий социальную сферу, А. Кислицин:
– Александр Степанович, для начала расскажите о себе – кто вы по профессии, как складывалась ваша трудовая биография, какие пути-дороги привели вас во власть?
– По профессии я учитель физики, окончил в свое время педагогический институт в Комсомольске-на-Амуре. Преподавал и физику, и электротехнику в нефтяном техникуме. В годы перестройки работал инструктором, заведующим идеологическим отделом в Охинском горкоме КПСС. Моими коллегами были Александр Вадимович Хорошавин – он возглавлял организационный отдел – и руководитель промышленно-транспортного отдела Рамиль Амирханович Валитов.
Это было время перемен, шла активная замена старых партийных кадров, к работе привлекались молодые, инициативные люди. И, наверное, к плюсам Охинского горкома партии можно отнести достаточно грамотную кадровую политику – бывшие его работники и далее уверенно пошли по жизни. Я имею в виду не только Хорошавина и Валитова, примеров много больше.
С 1994 года я возглавлял в Охе Сахалинский нефтяной техникум, в 1998 году был инициатором создания, а затем и руководителем Сахалинского топливно-энергетического техникума, головное подразделение которого сначала базировалось в Охе, а сейчас расположено в областном центре.
В 2001 году Александр Вадимович Хорошавин, который в то время исполнял обязанности мэра, попросил меня участвовать в выборах депутатов городского Собрания. Охинские избиратели оказали мне доверие, а коллеги-депутаты на первом же заседании горсобрания избрали председателем представительного органа местного самоуправления.
Какое-то время я работал, совмещая обязанности председателя горсобрания и руководителя техникума. Но, учитывая, что у нас действовало три филиала – в Охе, Южно-Сахалинске и Шахтерске, нагрузка была большая. Я был вынужден принять какое-то решение. И стал работать председателем горсобрания на освобожденной основе. А в 2002 году северяне избрали меня депутатом областной Думы, с 2004 года я работал заместителем председателя островного парламента.
– Учитель, директор техникума, депутат горсобрания, заместитель председателя областной Думы – на каком поприще, на ваш взгляд, результат труда весомее, где больше, скажем так, отдачи?
– Я всегда старался работать с полной отдачей. И сегодня встречаюсь, например, с коллективом топливно-энергетического техникума с чувством удовлетворения. Скажу без ложной скромности: возглавляя его, я сумел преодолеть многие, свойственные тому времени, негативные явления (задержка выплаты зарплаты и так далее). В конце 90-х годов техникум развивался динамично, что позволило создать филиалы сначала в Южно-Сахалинске, затем в Шахтерске. Зарплата была достойная, плата за обучение – минимальная. К сожалению, сегодня эти позиции частично потеряны, и уже нельзя сказать, что в том же Охинском филиале техникума все гладко.
И в областной Думе, смею на то надеяться, я был одним из самых результативных депутатов. Мною подготовлено много законопроектов, поправок к действующим законам.
– Парламент – это, как правило, столкновение разных мнений, порою крайне противоположных, что мы, журналисты, неоднократно наблюдали в ходе сессий. Но вы всегда производили впечатление человека сдержанного, не склонного к популизму, способного отстаивать свою точку зрения корректно и убедительно. Похоже, что вы, Александр Степанович, прирожденный центрист…
– Пожалуй, так. Я всегда старался прислушиваться к мнению и «левых», и «правых», хотя сегодня, как мне кажется, эти понятия перемешались. «Правым» свойственны повадки «левых» и наоборот…
Лично я придерживаюсь такой политики: то, что сегодня делается в государстве, делается в правильном русле. Есть, конечно, какие-то огрехи, но в целом политика президента, думаю, верна, и нам надо сохранить избранный восемь лет назад курс.
Возможно, изменения к лучшему и не столь зримы. Но давайте вспомним недавнее прошлое – мы в техникуме ждали зарплату по 3 – 4 месяца, а то и по полгода! Выживали только за счет внебюджетных средств. Такого теперь нет. Вот такой маленький штрих.
Плюс к этому – чисто бандитский беспредел. Страшно ведь было ездить тем же коммерсантам с товаром по нашим дорогам. Нынче в стране порядок более-менее наведен.
Конечно, стабильность – понятие относительное. При тех доходах, что имеет сегодня страна от продажи нефти, мы должны бы жить получше. И мы видим это на примере Сахалинской области: когда большинство доходов уходит из региона в Москву, оставшихся средств едва хватает на элементарное жизнеобеспечение…
Хотя в последние годы заметно увеличилась отдача от нефтяных проектов. И она будет увеличиваться, в том числе и отдача социальная. В текущем году мы уже дважды принимали поправки к бюджету области, увеличивая его за счет доходов, поступающих от проектов. Бюджет 2008 года тоже увеличивается, что не может не радовать: есть доходы – будут и полновеснее расходы.
– Насколько мне известно, при внесении на сессию облдумы наиболее важных вопросов многих депутатов предварительно «обрабатывают» в кабинетах администрации, дабы склонить  к удобному для исполнительной власти решению. Как вы к этому относитесь?
– Это абсолютно нормальная практика взаимной работы двух ветвей власти. С депутатами советуются, где-то принимают их условия или доказывают свою позицию. Такой стиль, считаю, приемлем. За исключением, конечно, «силового» нажима. Но на моей памяти ничего подобного не было: мол, если не «так» проголосуешь, имей в виду…
– Случалось, однако, что обсуждение спорного вопроса  прерывали, а после «перекура» и, надо думать, консультаций иные депутаты меняли свою точку зрения…
– Но это не значит, что в данной ситуации администрация действовала, как говорится, бичом! К решению вопроса шли путем убеждений, доказательств.
И еще раз повторю: такая взаимная работа должна проводиться. Причем взаимодействовать нужно не с одной, пусть и с самой многочисленной депутатской фракцией, а со всем депутатским корпусом. Хотя чисто с практической точки зрения работать с организованной силой, от которой зависит решение, проще
– Ваш переход на работу с должности заместителя председателя облдумы в администрацию области для многих стал неожиданным.  Почему вы приняли такое решение?
– Во-первых, потому, что губернатором стал человек, которого я давно и хорошо знаю. Понимая, что ему нужна своя команда, нужны люди, на которых он может опереться, я и решился на такой шаг. Хотя прекрасно понимал: работы будет много.
– Но наверняка нельзя сказать, что вы окунулись в незнакомую для вас отрасль – социальную сферу?
– Нет, конечно. Из всех рассматриваемых областной Думой вопросов 90 процентов носили социальный характер. А потом, я ведь часто бывал в районах, встречался с избирателями и знаю: людей в основном волнуют социальные, чисто житейские, а не мирового масштаба проблемы. Как депутату, мне приходится решать эти вопросы и со своими коллегами, и с вице-губернаторами, и с губернатором. Вносить законопроекты, поправки в действующие законы. Взять тот же злополучный закон о сельских льготах – сколько лет «рубились», пока доказали, что его надо принимать! Шлифовали, вносили изменения, и сегодня он в основном похож на нормальный, удовлетворяющий всех закон.
– И все равно сейчас, думается, вы наиболее тесно соприкасаетесь с «социалкой». Где в этой сложной сфере самые узкие места?
– Да, я побывал во многих районах, посетил ряд социальных объектов. И если говорить о чисто внешних впечатлениях, то несколько лучше выглядит служба социальной защиты населения. Более ухоженные учреждения, стабильное финансирование. И зарплата здесь повыше. По крайней мере, до нынешнего года это единственная отрасль, где минимальная зарплата была равна прожиточному минимуму.
Похуже обстоят дела в школах, в еще более сложном положении, на мой взгляд, находятся больницы. Особенно – в муниципальных образованиях. Коррекционные школы, как правило, располагаются в старых зданиях, в общеобразовательных школах мебель не меняли десятки лет. Не хватает учебного оборудования, технологического оборудования для школьных столовых. В этом направлении нам предстоит изрядно поработать.
Практически все райбольницы требуют ремонта (убедился в этом, побывав недавно в Тымовском, Александровске-Сахалинском и Смирных), а для этого нужны финансы. Сегодня все заботы о капитальных ремонтах таких объектов переложены на плечи муниципалитетов, у которых, как говорится, концы с концами не сходятся даже по выплате зарплаты. И потому еще прежней администрацией области была принята программа по ремонту учреждений социальной сферы муниципальных образований. Программа эта действует, хотя мы ее сегодня частично и корректируем. Рассчитана она на три года, в текущем году на ремонт школ, больниц, детских домов, учреждений культуры выделяется около 700 млн. рублей.
– Больницу можно и отремонтировать, да толку-то, если в ней некому работать!
– Согласен, кадры – тоже проблема. Они катастрофически стареют, в социальной сфере средний возраст работников приближается к пенсионному. Главная беда – низкая зарплата и отсутствие жилья.
Что же делается в этом направлении? С 1 января 2008 года вводится новая система оплаты труда. Ставка первого разряда составит 2800 рублей, с учетом коэффициента и надбавок – более 6 тыс. рублей. Соответственно, пусть и не совсем пропорционально, будут увеличены ставки всех остальных разрядов, первые восемь (согласно которым зарплата была ниже прожиточного минимума) дадут рост зарплаты до двух раз. В целом рост зарплаты бюджетников составит не менее 30 проц., и для этих целей областным бюджетом выделены деньги.
Сохранится и часть стимулирующих выплат, чтобы поощрять интенсивность труда. Надеемся, что все это позволит повысить привлекательность труда в бюджетной сфере.
А в качестве первого шага (до перехода на новую систему оплаты труда) планируется с 1 декабря увеличить зарплату бюджетникам на 10 проц.
Теперь о жилье. Эта проблема существует во всех районах. И решать мы ее намерены по двум направлениям (на что, кстати, предусмотрены средства в бюджете 2008 года): обеспечение жильем, во-первых, молодых бюджетников и, во-вторых, прочих работников бюджетной сферы. В отношении последних, правда, механизм еще не отработан, но на следующий год в бюджете предусмотрено 50 млн. рублей на приобретение квартир. Предполагается, что бюджет будет компенсировать 30 проц. стоимости приобретаемого жилья. Наверное, для жителей областного центра при нынешней стоимости квадратного метра эта сумма невелика. Но в муниципальных образованиях, взяв кредит, при поддержке бюджета купить квартиру вполне возможно.
По мере реализации жилищной программы будем искать и другие варианты. Может быть, нужно увеличить сумму компенсации (свыше 30 проц.) или строить на бюджетные средства служебное жилье. Особенно в глубинке, где кадровая проблема  остра.
Хочется верить, что со временем комплекс этих мер приостановит отток населения с наших островов.
– А у вас, кстати, не возникало желания покинуть Сахалин?
– Не было и мысли! Я здесь живу с 12 лет и с тех пор никуда! Мне нравится природа, люди. Вообще я люблю север Сахалина, где прожил большую часть своей жизни.
– Наверное, не прочь по лесу с ружьем прогуляться, как многие сахалинцы?
– Нет, я не охотник. Стрелять по живому существу желания нет. Да, раньше для многих охота была средством добычи пропитания, и это еще можно понять.  Сейчас большинством охотников движет элементарный азарт.
Лично я люблю ездить на рыбалку, посидеть в тишине с удочкой.
– Александр Степанович, а как ваша семья отнеслась к вашему новому назначению? Тем более, заняв кресло вице-губернатора, вы потеряли в зарплате.
– Зарплата осталась прежней, ведь, будучи заместителем председателя облдумы, я имел тот же доход, что и вице-губернатор.
А семья… Она привыкла к моим перемещениям. Как я решил, так тому и быть!
– И последний вопрос: где работа напряженнее – в областной Думе или в администрации?
– Думаю, в администрации. Объем работы очень большой, я курирую семь департаментов, плюс взаимодействие с рядом федеральных служб, которых тоже много. Как много и различных мероприятий, в которых я по долгу службы обязан принимать участие.
Работа в облдуме, я бы сказал, более спланированная, связана в основном с изучением законов, подготовкой их проектов.
В администрации приходится работать с людьми, руководителями учреждений, районов. А это всегда сложно. Но и интересно.
Записала
Л. ПУСТОВАЛОВА.