Итак, в минувшем году добыча нефти в России составила 491,5 млн. тонн. Это, конечно, не 569 млн. тонн в пиковом 1987 году, но и не 306,8 млн. тонн в 1995-м. Причем, несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, вызванные жестким налоговым режимом и истощением действующих месторождений, добыча нефти даже выросла – на 2,3 проц. И основная заслуга в том – сахалинских шельфовых проектов, прежде всего «Сахалина-1». Благодаря «Сахалину-1» в 2007 году на острове добыто рекордное количество нефти за все годы эксплуатации промыслов – 14 млн. тонн против 6 млн. тонн в 2006 году.
Проект «Сахалин-1»
«Эксон Нефтегаз Лимитед», работая морской платформой «Орлан» и береговой установкой «Ястреб», в феврале прошлого года вышел на месторождении Чайво на расчетный максимум в 34 тыс. тонн (250 тыс. баррелей) в сутки, или около 1 млн. тонн «черного золота» в месяц. Не обошлось здесь и без технологических рекордов. Например, в начале года с «Ястреба» была пробурена скважина
Z-11 с большим отходом забоя от вертикали, которая стала самой протяженной в мире – 11282 метра.
Но дело не столько в рекордах, сколько в том, что проект «Сахалин-1» успешно запущен в эксплуатацию по полному производственному циклу – от добычи до реализации нефти.
Наша справка
Потенциальные извлекаемые запасы месторождений «Сахалина-1» – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги – составляют около 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров газа.
Однако интрига вокруг проекта сохраняется. И связана она с газом. Консорциум «Сахалин-1» был намерен поставлять газ в Китай, о чем в конце 2006 года было подписано предварительное соглашение с компанией CNPC (8 млрд. кубометров). Однако этому резко воспротивился Газпром и был при этом поддержан рядом правительственных чиновников. По словам, зампреда правления Газпрома А. Ананенкова, потребности только четырех дальневосточных регионов страны в газе превышают 15 млрд. кубометров в год, и без газа «Сахалина-1» топливно-энергетический баланс не складывается. «Мы считаем необходимым, чтобы была дана директива, – заметил А. Ананенков, – и газ «Сахалина-1» был продан Газпрому, с тем чтобы мы могли газифицировать субъекты Российской Федерации и этот газ не пошел, как предполагает ExxonMobil, на экспорт».
Выступал по этому поводу А. Ананенков в течение всего года много и порой весьма резко, вплоть до того, что российское правительство должно запретить коммерческое производство природного газа в проекте «Сахалин-1», если его участники не согласятся продать всю продукцию Газпрому для продажи на внутреннем рынке. Хотя при этом многие аналитики утверждают, что речь идет не столько о заботе Газпрома о дальневосточных регионах, сколько об отстаивании своих монопольных прав на экспорт российского газа и, естественно, финансовой выгоде. Собственно, именно цена покупки газа «Сахалина-1» и является, судя по всему, камнем преткновения.
Каким образом стороны придут к компромиссу, сказать трудно. Но очевидно то, что государство Газпром поддерживает. По крайней мере, в конце прошлого года уполномоченный государственный орган (УГО) исключил из бюджета проекта «Сахалин-1» на 2008 год расходы на предварительное проектирование газопровода в Китай. Зато Газпром объявил о том, что уже к 2011 году будет проложена труба до Владивостока, которая станет продолжением магистрального газопровода Оха – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск, а к 2013 году газ придет в Еврейскую автономную область.
Наверное, стоит вспомнить и еще одну угрозу в адрес «Эксон Нефтегаз Лимитед», на этот раз прозвучавшую из уст губернатора А. Хорошавина: «Если вы придете в Холмск, то мы создадим вам массу преференций. Если не придете, то постараемся создать массу проблем». Речь идет о том, чтобы компания строила ледостойкие основания платформ, которые поставят на Аркутун-Даги, не в Приморье, а на Сахалине. Выгода для нашей области очевидна – занятость, доходы, огромный сухой док, который превратится в порт. Но выгодно ли это будет консорциуму? Впрочем, это вопрос не близкого будущего. Как было обозначено на упомянутом заседании УГО, «расходы, необходимые для освоения месторождений Одопту и Аркутун-Даги, требуют дополнительного рассмотрения ввиду отсутствия утвержденных технологических схем разработки по указанным месторождениям».
Проект «Сахалин-2»
В апреле 2007 года была завершена сделка по выкупу Газпромом 50 проц. акций проекта «Сахалин-2». Тем самым была подведена определенная черта под грандиозным «экологическим» давлением, которому подвергался оператор проекта в 2006 году. Конечно, реальные экологические проблемы никуда не делись. Например, в октябре Росприроднадзор заявил о том, что будет добиваться от «Сахалин Энерджи» возмещения ущерба за вырубку леса –  390 млн. 198 тыс. 646 руб. Но это не те 5 млрд. долларов, о которых г-н Митволь рассуждал в позапрошлом году.
Наша справка
Запасы нефти и газа проекта «Сахалин-2», ориентированного на разработку Лунского и Пильтун-Астохского месторождений, составляют соответственно 140 млн. тонн и 550 млрд. кубометров.
Как бы то ни было, работа по проекту в нынешнем году шла гораздо спокойнее. На комплексе «Витязь» добыто 1,68 млн. тонн нефти. Новый мировой рекорд установлен по доставке и установке верхнего строения платформы ПА-Б, весом в 28 тыс. тонн. Начаты буровые работы на ЛУН-А. Начались пусконаладочные работы на заводе СПГ. Строились трубопроводы, танкеры-газовозы и т. д. В нынешнем году «Сахалин Энерджи» планирует перейти от этапа строительных работ к этапу пусконаладки и эксплуатации.
Правда, картину несколько подпортил губернатор области А. Хорошавин, заявивший, что поставки сжиженного природного газа в 2008 году не начнутся и будут перенесены на начало 2009 года, поскольку «в ходе строительства трубопровода компания столкнулась с определенными трудностями: надо решить вопросы с 19 сейсморазломами». О том, что сроки действительно могут быть перенесены, подтвердил агентству Bloomberg и официальный представитель Tokyo Gas (один из покупателей СПГ) Н. Оогаке. 
Однако руководство Газпрома сразу же дезавуировало эти заявления, сообщив, что «Газпром готов выполнить обязательства по проекту «Сахалин-2» в контрактные сроки. Хотя эти сроки определяли до вхождения Газпрома в этот проект, мы стремимся обеспечить поставки СПГ в 2008 году, как это предусмотрено контрактами».
Как это будет на деле – сказать сложно. Ясно одно: проект «Сахалин-2» действительно близок к завершению.
Проект «Сахалин-3»
По данному проекту идут только разведочные работы: в 2006 году была пробурена и испытана первая поисковая скважина на Южно-Аяшской структуре Венинского блока, все остальное пока – уточняющая сейсмика. Говорить вроде не о чем. Однако вокруг этого проекта уже закипают страсти.
Например, в начале этого года из проекта была исключена  ОГУП «Сахалинская нефтяная компания», владевшая в нем 25,1 проц. акций. «Дочки» Роснефти и китайской Sinopec – Rosneft International и Sinopec Overseas Oil and Gas (распределение долей – 74,9 проц. и 25,1 проц.) – создали компанию Venin Holding Ltd, которая стала единственным владельцем ООО «Венинефть» – держателя лицензии и оператора работ по освоению Венинского блока. Причина – СНК никак не определила свое участие в реализации этого проекта. Со стороны администрации области никаких комментариев по этому поводу не звучало. Очевидно, некий компромисс был достигнут?
Наша справка
Проект «Сахалин-3» включает четыре лицензионных блока – Восточно-Одоптинский, Аяшский, Венинский и Киринский – с оцененными запасами в 600 млн. тонн углеводородного сырья.
Необходимо отметить, что Киринский блок, входящий в проект, выделен в отдельную структуру. И именно вокруг него и разворачивается основная интрига. Роснефть, в том числе в лице генерального директора С. Богданчикова, неоднократно заявляла о том, что хочет получить лицензию и на Киринский блок, который пока находится в нераспределенном фонде.
Но на этот блок стал претендовать и Газпром. Более того, 15 июня на заседании правительственной комиссии по ТЭК газовый монополист попросил правительство передать ему право на разработку месторождений «Сахалина-3» без какого-либо конкурса. А в конце года появилась информация о том, что Газпром уже ведет переговоры с корейской Kogas по совместному освоению вышеуказанного блока. А уже неоднократно упомянутый А. Ананенков сообщил, что Газпром готов в первом квартале 2008 года приступить к геологоразведочным работам на Киринском блоке «Сахалина-3», естественно, в случае получения лицензии, а поставки газа с газпромовских объектов проекта «Сахалин-3» могут начаться в 2014 году.
Достаточно странное заявление, особенно если учесть, что в первом квартале года в том районе стоят сплошные льды…
Проекты «Сахалин-4, -5»
Данные проекты можно не разделять, поскольку разведочные работы здесь ведутся в рамках единой программы компаниями «Роснефть» (51 проц.) и «ВР» (49 проц.). В случае успешной геологоразведки планируется разрабатывать эти участки как единый проект, имеющий общую нефтепромысловую и транспортную инфраструктуру, в том числе и с использованием терминала в Де-Кастри.
Наша справка
Запасы Западно-Шмидтовского участка («Сахалин-4») оцениваются в 42 млн. тонн нефти и 65 млрд. кубометров газа, вероятные – 181 млн. тонн нефти, 281 млрд. кубометров газа. Наиболее точная оценка суммарных запасов нефти на двух участках проекта «Сахалин-5» – Восточно-Шмидтовском и Кайганско-Васюканском – составляет около 550 млн. тонн, газа – 41 млрд. кубометров, перспективные запасы нефти оцениваются в 1,5 млрд. тонн нефти и 255 млрд. кубометров газа.
Поисково-разведочное бурение здесь ведется с 2004 года, когда  на  Кайганско-Васюканском участке была пробурена скважина, вскрывшая залежь «Пела Лейч». В 2005 году проведено бурение поисково-разведочной скважины «Удачная», также вскрывшей продуктивную залежь. В 2006 году завершено бурение поисковой скважины на структурах Южно-Васюканская и Савицкая. В 2007 году шла работа на структурах Медведь и Тойская.
В марте 2007 года получено «Свидетельство об установлении факта открытия месторождения «Кайганско-Васюканское – море».
Сейчас продолжается геологическое изучение участков и создание единой стратегии разработки и освоения месторождений проектов «Сахалин-4» и «Сахалин-5». Ну а сроки их реализации, как было заявлено на состоявшейся осенью в Южно-Сахалинске международной конференции «Нефть и газ Сахалина», будут зависеть от изменения российского законодательства. Шельф должен осваиваться в более льготном налоговом режиме, чем месторождения суши, иначе он будет нерентабельным.
Впрочем, и здесь не обошлось без Газпрома, который через одну из принадлежащих ему компаний выкупил 75 проц. акций ООО «ТНК-Сахалин», держателя лицензии на Лопуховский блок (около 100 млн. тонн условного топлива), относящийся к «Сахалину-4». Однако, поскольку работы на нем не велись (кроме интерпретации данных сейсморазведки), Роснедра пригрозили отозвать лицензию на разработку. Но в августе ведомство все-таки решило продлить действие документа до конца 2010 года. По некоторым данным, разработчик планирует пробурить первую поисковую скважину в 2009 году.
И так далее
Про «Сахалин-6» можно сказать только то, что здесь продолжались геологоразведочные работы. Про остальные «Сахалины», вплоть до числящегося под № 9, – ничего.
Впрочем, прозвучал один интересный момент. Не так давно на заседании морской коллегии, которая состоялась в Находке, министр транспорта РФ И. Левитин объявил, что на Сахалине, в Ильинском, будет построен новый морской порт для перевалки углеводородов, добываемых с шельфа острова. Как следует из опубликованного доклада, речь идет об «обеспечении потребностей вывоза углеводородного сырья по проектам «Сахалин-3» – «Сахалин-9». Кроме обслуживания шельфовых проектов порт на Сахалине будет заниматься переработкой леса, угля и генеральных грузов. Стоимость проекта оценивается в 82 млрд. рублей, из которых 37 млрд. вложит государство.
Эксперты пришли в недоумение. У тех операторов шельфовых проектов, чьи перспективы просматриваются, имеются свои схемы транспортировки, о проектах «Сахалин-7», «Сахалин-8» и «Сахалин-9» вообще ничего не слышно. Откуда у министра появилась такая идея? Единственное приемлемое объяснение: «Минтранс очень плохо подготовил заседание морской коллегии, большинство цифр, представленных Левитиным, не соответствует действительности». Так что разговоры о новом порте оставим для будущего.
А вот новый нефтеперерабатывающий завод на Дальнем Востоке Роснефть действительно построит. Уже подготовлено технико-экономическое обоснование, а также выдано задание на ТЭО. Планируется строить в две очереди по 10 миллионов тонн каждая, причем первую из них предполагается запустить к 2012 году. Правда, стройка будет идти не на Сахалине, а на берегу бухты Кузьмина в Приморском крае. Впрочем, С. Богданчиков всегда говорил именно о таком варианте.
Кстати, любопытно, что все активнее начинается поиск и новых месторождений суши. Причем не только со стороны Роснефть-Сахалинморнефтегаза, но и новичков, таких, как Костроманефтегаз, Холмскнефтегаз, Томгазнефть, для которых Тихоокеанская инжиниринговая компания в последние два года выполнила большой объем сейсморазведочных работ в различных районах области.
В. Горбунов.