Разговоров, слухов и домыслов вокруг визита министра природных ресурсов и экологии РФ Ю. Трутнева на Сахалин было и остается немало. Основной лейтмотив их таков: два года назад все министерству в проекте «Сахалин-2» не нравилось, нашли массу экологических нарушений. А теперь вот, когда ОАО «Газпром» стало ведущим акционером, все в экологическом плане стало хорошо. Если отстраниться от этих соображений, взглянуть на положение дел с другой точки зрения, приходишь к выводу: как бы то ни было, а уникальная природа Сахалина в выигрыше. Нет оснований сомневаться, что оператор проекта – «Сахалин Энерджи» – провел серьезную работу с подрядчиками и те «навалились» на природоохранные мероприятия.
Визит Ю. Трутнева был краткосрочным. К сожалению, погодные условия не позволили, как это планировалось, организовать облет на вертолете всей трассы нефтегазопроводов. А это было бы интересно: ведь трасса протяженностью 800 километров  тянется с севера на юг Сахалина. Она пролегает и по болотистой местности, и по гористой, пересекает 1100 водотоков, более двух десятков тектонических разломов… Словом, масштабы впечатляют. Но главное – была бы возможность увидеть воочию результаты большой работы, связанной с охраной природы. Такой облет министру заменила фотопрезентация «Сахалин Энерджи», сопровождаемая комментариями специалистов компании. А посетить 26 сентября Ю. Трутневу удалось лишь объекты, сосредоточенные неподалеку от нерестовой реки Ай, что в Долинском районе,  в окрестностях с. Советское. Здесь размещается переход через нерестовую речку, несколько севернее по трассе – узел запорной арматуры, а еще севернее – переход через тектонический разлом № 18. Как говорится, «все в одном» – место очень подходящее для того, чтобы увидеть разные инженерные подходы к решению экологических проблем, да и разнообразные новинки технологий, уже задействованные в работе.
И вот что можно здесь увидеть. Трубы проложены под руслом речки Ай. Для укрепления ее берегов на этом участке по обеим сторонам русла оборудованы так называемые матрасы Рено. Это площадки, усыпанные ровным толстым слоем камней, зафиксированных нержавеющей металлической сеткой.
Узлы запорной арматуры, аналогичные тем, что можно видеть в этом месте, установлены вдоль всей трассы, около рек и заболоченных участков. При взгляде сверху такой узел напоминает по очертаниям букву «Г». Это огороженные объекты. Узлы предназначаются для отсекания при необходимости участков трубопроводов для профилактических мероприятий, ремонта, исключения или уменьшения объема утечки и выбросов, случись аварийный разрыв. Узлы установлены на нефтепроводе через каждые 8 километров, на газопроводе – через каждые 20 километров. Всего узлов – 104.
Пересечение трубопроводами сейсмических разломов – это особая тема. В таких местах трасса сверху напоминает букву «Z». Это позволяет трубе перемещаться в случае землетрясения, уменьшает напряжение, которое может возникнуть на трубопроводе. Здесь и конструкция траншей отличается от обычной, прямоугольного профиля. У нее склоны «вразбежку». В траншеях оборудована дренажная система, не позволяющая задерживаться воде. Трубы засыпаны керамзитом и песком специальной фракции, а сверху – слоем щебня. Это сделано с той же целью: труба должна иметь возможность «гулять» при подземных толчках. А если толчки будут особенно сильными – труба просто «вынырнет» наружу, без повреждений. Есть и масса других инженерных решений: для каждого разлома – индивидуальный подход.
Но мало построить трубопровод по всем правилам – необходимо провести техническую, а затем биологическую рекультивацию земель. Так, как это сделано возле речки Ай, уверяют специалисты «Сахалин Энерджи», сделано на всем протяжении трассы. Выполнены вертикальная планировка и восстановление рельефа местности. Укреплены откосы в местах боковых срезов грунта. Устроен дренаж и установлены рассекатели склонов. Это любопытные сооружения: склон сопки, если смотреть сверху, чем-то похож на зебру – он пересечен горизонтальными темными полосами. По сути это невысокие земляные валы. Они обтянуты сверху кокосовой сеткой, которая служит и для укрепления грунта, и для удерживания семян травы. Эти семена разбрасываются струями воды по такому же примеру, как работает на дорогах поливомоечная машина. Кокосовая сетка постепенно с годами разлагается, а трава тем временем осваивается на прежде безжизненном «лунном» грунте. Синтетический материал энкамат также оберегает почву от эрозии.
В ходе строительства был выполнен большой объем земляных работ, и грунт вывозили на временные площадки. Их было 80, и на сегодня 79 из них ликвидированы, очищается последняя, к концу октября обещают закончить и эту работу. После вывоза грунта  с них также проводится рекультивация, заключаются договоры с местными предприятиями, проводится лесовосстановление.
На заболоченных участках, а на них приходится 280 километров трассы трубопроводов, посев трав не проводится, растительность восстанавливается естественным путем за несколько лет. На 596 километрах трассы из 783 трава высеяна, и работы продолжаются…
Перед отлетом с Сахалина Ю. Трутнев ответил на вопросы журналистов, эта импровизированная пресс-конференция проходила буквально у взлетной полосы. Министр дал положительную оценку проведенной «Сахалин Энерджи» работе, отметил, что по сравнению с тем, как дело обстояло два года назад, картина выглядит как «земля и небо». А еще подчеркнул, что проект «Сахалин-2» в 2006 году вполне мог претендовать на самый неблагополучный в экологическом отношении. И это было связано не только  с тем, что «Сахалин Энерджи» плохо контролировала работу своих подрядчиков. Налицо было и явное нежелание заниматься природоохранными мероприятиями. Теперь совсем другое дело, план, разработанный после вмешательства Росприроднадзора два года назад, выполняется с опережением: из 75 мероприятий 10 завершены раньше установленных сроков, еще 42 планируется завершить к концу года.
Я. САФОНОВ.