Салют пионерам! Хотим мы это признавать или нет, но то, что Сахалинская область стала законодательницей флористической моды на российском Дальнем Востоке, – факт неоспоримый. Только здесь проводятся международные фестивали флористики, икебаны и ландшафтного дизайна. Ничего подобного не увидеть ни во Владивостоке, ни в Благовещенске, ни в Хабаровске, дающем фору столицам других дальневосточных регионов по части благоустройства, чистоты и озеленения… Член жюри недавно завершившегося II международного фестиваля «Цветы Сахалина», генеральный директор хабаровского салона «Еврофлор» Е. Шныра нашел точное объяснение этому: – Просто у нас нет такого организатора и талантливого мастера, как ваша Александра Семеновна Кудряшова. И он прав. Известный сахалинский флорист, ландшафтный дизайнер и составитель икебаны не устает учиться и совершенствовать свое мастерство, обучать в авторской школе всех желающих приобщиться к изящному искусству аранжировки цветов и организовывать фестивали. Зная о высоком уровне подготовки Александры Семеновны (она выпускница и обладательница весьма престижного разряда японской школы икебаны Согецу) и ее огромном желании приумножать красоту на островной земле, к ней охотно приезжают коллеги. Причем не только из дальневосточных центров, но и из Москвы, а также из Японии. В этом году на приглашение поучаствовать в судействе и проведении мастер-классов фестиваля «Цветы Сахалина» живо откликнулись: председатель национальной гильдии флористов России Г. Пергаменщикова; группа японских профессоров во главе с президентом икебаны о. Хоккайдо Такако Нисимура; заслуженный работник культуры РФ, руководитель московского ЗАО «Объединенный павильон «Цветоводство и озеленение» Всероссийского выставочного центра Л. Ландышева (она приезжала с дочерью и сыном – ландшафтными архитектором и дизайнером). В эту команду профессионалов влились также лучшие специалисты по флористике и ландшафтному дизайну из Иркутска, Владивостока и Хабаровска. Столь представительный состав жюри настроил участников творческого состязания на то, чтобы взять высокую конкурсную планку. «Цветы и этнос» Эта тема стала сквозной и для ландшафтных дизайнеров, и для составителей икебаны, и для флористов. Фантазию умельцев никто не ограничивал. Людмила Падей из ООО «Ландшафтный центр» решила выполнить все композиции в русском стиле. Юлия Захареева из этого же общества с ограниченной ответственностью варьировала в работах северные нивхские орнаменты. Частный предприниматель Марина Ким создала из растений корейский ритуальный барабан – тянгу. На его изготовление пошли узкие листья рогоза, сентябрины, бархатцы. Декор из ягод рябины и бузины символизировал два жизненных начала – ян и инь. А листья тополя серебристого на темной зелени рогоза смотрелись как флористическая инкрустация. По мотивам корейского этноса Марина Сергеевна создаст панно, украшение, заменяющее букет, оформит подарочную книгу и праздничное национальное платье девочки с головным убором. Флорист ГУСП «Совхоз «Тепличный» Ирина Немецкина рискнула выполнить композиции в японском стиле, и это у нее получилось. Всем понравилось ее оформление маленького чайного столика, панно, букета, кимоно и книги. Несмотря на то, что Ирина всего полтора года назад в поисках работы из продавца продовольственных товаров переквалифицировалась во флориста, в ее композициях просматривается уже не лишенный изящества творческий почерк. Обучение в престижной московской флористической школе «Николь» многому научило молодого мастера. Ландшафтные дизайнеры Юрико Накамура (ООО «Консоль») и Виталий Тесленко (ООО «Ландшафтный центр») сразу определились с тем, какие этнические сады будут создавать на газонах у Чехов-центра – ну, конечно же, нивхские. А вот ученица А. Кудряшовой Светлана Назарова и помогавший ей в творчестве муж Евгений Чернявский после некоторых размышлений выбрали для композиции элементы художественной культуры индейских народов Мексики – майя и ацтеков. Как известно, эти создатели одной из древнейших цивилизаций Америки почитали разных божеств, в том числе – плодородия и цветов. Образ такого божества в стилистике древних художников мозаично сложила Светлана – из плоских камешков, покрытых ярким разноцветным колором. Композиция украшена мраморной крошкой, обрамлена растущими свеклой, тыквой, фасолью. Эти овощи, позже распространившиеся по свету, изначально культивировались мексиканскими племенами. Так что дизайнер предложил зрителям совершить экскурс в историю древней цивилизации. Вот только соответствующей аннотации недоставало, поэтому детвора, увидев образ ацтекского божества, радостно кричала: «Петрушка! Петрушка!». В аншлагах нуждались многие композиции, ибо не все горожане и гости Южно-Сахалинска угадывали суть замыслов творцов. Вхождение в образ Как они готовились к фестивалю – это отдельный рассказ, потому что от идеи до воплощения – большое расстояние. И надо очень хорошо потрудиться, чтобы найти для композиций флористический и инертные материалы, всевозможные приспособления, крепления, декор. Ландшафтным дизайнерам и их помощникам приходилось местами снимать дерн с газонов, завозить камни, щебень, мраморную крошку, коряги, заниматься посадкой растений. Виталий Тесленко, прежде чем создать «Сад влюбленного нивха», вместе с коллегами искал подходящие мхи и ягель в районе пика Чехова. Ирине Немецкиной для оформления японского чайного столика потребовались листья экзотических растений. Как рассказала заместитель директора ГУСП «Совхоз «Тепличный» Елена Буткова, она увидела берграс и салал, произрастающие в Коста-Рике, в одном из цветочных салонов Москвы. Особенно поразили своей фактурностью листья салала – глянцевые с одной стороны и седоватые с другой. Они долго не теряют своей декоративности, а когда краснеют, то расцвечивают композицию новыми красками. Эту экзотику и привезли из столицы специально для своей конкурсантки. Пожалуй, дольше всех (и очень основательно) готовились к фестивалю мастера южно-сахалинской художественной мастерской «Кузнечный двор», руководит которой Виталий Волохов. Производство художественного литья – дело трудоемкое, сложное. Прежде чем фантазия кузнецов воплотится в замысловатый ажур скамеек, ворот, мостков, оград, потребуется немало коллективных усилий – от эскизов до отделки изделий. Тем более что умельцы «Кузнечного двора» применяют самые современные технологии цинкования металла, высококачественные краски, грунты, эмали. Некоторые составы идентичны тем, которыми покрывают Эйфелеву башню в Париже. Уже девять лет занимаются этой уникальной работой южно-сахалинские мастера, но до сих пор земляки, увидев их творения, спрашивают: откуда привезена на Сахалин такая красота? Им трудно поверить в то, что и на острове люди доросли до подобного художественного промысла. Член жюри Л. Ландышева особо отметила творческие работы этой мастерской и сказала, что даже в Москве такая продукция была бы очень востребована. Жаль, что подобных слов не услышать от представителей городской власти. Они не проявили никакого интереса ни к первому, ни ко второму фестивалю. А зря. Из первых рук Творческий потенциал талантливых земляков может и должен быть востребован. Об этом говорили лучшие специалисты страны, японская профессура, жители города и сами мастера. Марина Ким: – Уже известно, что следующий фестиваль будет посвящен А. Чехову. Не знаю, стану ли его участницей. А все потому, что нет логического продолжения у таких мероприятий. После них в течение года о нас не вспоминают, не приглашают оформлять различные городские и областные мероприятия. А ведь мы могли бы стать отличной творческой группой. К конкурсу ландшафтных дизайнеров хорошо бы приступать в начале лета, чтобы композиции подольше радовали горожан. А осенью подводить итоги, учитывая и мнение населения. На эти цели мэрии следовало бы направлять часть средств, предусмотренных для озеленения города. Тогда бы украшением клумб и скверов дилетанты не занимались. Виталий Тесленко (ООО «Ландшафтный центр»): – Действительно странно, что цветочное оформление Южно-Сахалинска поручают организации, которая очищает город от мусора и скашивает траву на газонах. Цветочное оформление – это весьма специфическое направление в озеленении. Здесь не обойтись без знаний по ботанике, биологии, почвоведению, да и художественное восприятие должно быть особенным. Говорю вам как профессиональный биолог. Жаль, что на этот раз из-за поздних сроков проведения фестиваля совхоз «Тепличный» не смог принять участие в создании ландшафтной композиции. А у этого предприятия такой потенциал! На Сахалине «Тепличный» является лучшим производителем летних цветов. Но вот парадокс: победив на прошлом фестивале, в этом году он вообще не получил муниципального заказа – город не купил у него ни цветка. В выигрыше те компании, которые предлагают муниципалитету свои услуги с минимальными затратами и с минимальной работой. Проще простого засадить клумбы по принципу бабушкиного огорода и даже не пропалывать их. Мы же готовы рассмотреть любые предложения, показать свои лучшие работы, взяться за обустройство конкретных уголков города. И у него будет свое неповторимое лицо. Виталий Волохов («Кузнечный двор»): – Мы обращались в мэрию с предложением изготовить вместо «одноразовых» пластиковых сооружений на автобусных остановках красивые долговечные антивандальные павильоны с элементами художественного литья, причем даже тематическими. Наши мастера могли бы украшать скверы города оригинальными оградами, фонарными столбами, беседками, мостиками. Наша мечта – создать для молодоженов Аллею любви… Цены у нас гибкие, качество работы хорошее, ведь в каждую наши умельцы душу вкладывают. Только, увы, муниципалитету все это не нужно, быть может, еще и потому, что у Южно-Сахалинска нет концепции обустройства города. Оттого многое делается стихийно и абы как. Те же скверы, носящие имена известных мореплавателей, неухоженны и подобающим образом не оформлены. А они могли бы тоже стать визитной карточкой нашей области. Считаю, что если мэрия пригласит к сотрудничеству творческую группу специалистов, то все от этого только выиграют… Такую точку зрения разделяют организаторы фестиваля «Цветы Сахалина» А. Кудряшова и заместитель начальника областного управления культуры Р. Блинова. Автор этих заметок также надеется на скорый и желанный (правда, пока с одной стороны) диалог муниципалитета с участниками фестиваля, они того заслуживают. Вот как оценило их мастерство высокое жюри: Победителями конкурса флористики стали: И. Немецкина (ГУСП «Совхоз «Тепличный») – I место; Л. Падей (ООО «Ландшафтный центр») – II место; Ю. Захареева (из этого же общества) – III место. Приз зрительских симпатий вручен М. Ким. На конкурсе икебаны «Сахалин – остров дружбы», согласно японским традициям, лучших не определяли. Считается, что каждая представленная на выставку композиция прекрасна. А приз зрительских симпатий был вручен провизору южно-сахалинской аптеки № 5 Ю. Кудряшовой. Первое место среди дизайнеров завоевал В. Тесленко (ООО «Ландшафтный центр»), он изготовил инсталляцию «Сад влюбленного нивха». Гран-при фестиваля вручен дизайнеру ООО «Консоль» Ю. Накамура (ассистент А. Крючков) за композицию «Нивхский праздник лосося». Призом зрительских симпатий награждена южносахалинка О. Маркеева. Дипломов московского объединенного павильона «Цветоводство и озеленение» Всероссийского выставочного центра удостоены: В. Тесленко, В. Волохов, Е. Пономарева, С. Назарова, О. Маркеева. Жюри, а также японские профессора отметили высокий уровень мастерства сахалинцев. Некоторым из них выпала счастливая возможность после фестиваля побывать у своих коллег в Стране восходящего солнца. Те-то понимают, как нужны стимулы творческим людям. Л. СТЕПАНЕЦ.