На Сахалинской железной дороге заканчивается строительство одного из сложнейших сооружений – обхода оползневого участка железнодорожного пути между 117-м и 120-м километрами линии Шахта – Ильинск.
Если вспомнить историю, то строительство железнодорожной линии на западном побережье губернаторства Карафуто (Южный Сахалин) началось японскими специалистами в 1918 году. Дорога на всем протяжении оказалась зажатой между морем и склонами сопок, так что выбирать маршрут особо не приходилось. Упомянутый участок пути между 117-м и 120-м километрами линии Шахта – Ильинск прошел по склонам сопок, имеющим очень слабые грунты (песчано-глинистая почва, высокое содержание грунтовых и поверхностных вод), а потому летом здесь регулярно происходили осадки земляного полотна, зимой, наоборот, вспучивание грунта. Дорога постоянно ползла в море, особо сильное движение было отмечено в 1957, 1959,  1965, 1970, 1974, 1976, 1981, 1990, 1994 годах, а последний случай произошел в августе этого года – рельсы просто сорвало с полотна.
Естественно, о нормальном движении поездов речи быть не могло. Здесь пришлось организовать специальный постоянный пост Холмской дистанции пути, который следил за состоянием дороги. Но и в этом случае поездам приходилось сбрасывать скорость с традиционных 60 до 25 километров в час. Дорога несла постоянные неплановые затраты на профилактические работы по отводу грунтовых и поверхностных вод, отсыпке полотна щебнем и так далее.
Руководством СахЖД не¬однократно поднимался вопрос о сооружении обходного пути, однако окончательное решение со стороны МПС СССР всякий раз откладывалось. Все изменилось в 2003 году, после принятия решения о начале реконструкции Сахалинской железной дороги и переустройстве ее на общесетевые стандарты ширины колеи.
Работы на обходе оползневого участка начались в сентябре 2004 года, подрядчиками по их производству стали «Бамстроймеханизация» из города Тында и СМТ-17 из Южно-Сахалинска. За это время освоено 469,5 млн. рублей, передвинуто почти 1,5 млн. кубометров грунта, сооружено 4,5 километра нагорных канав для отвода (перехвата) поверхностных вод и т. д. Таким образом,  строительство земполотна под 270 метров обходного участка пути практически завершено. В ближайшее время специалисты путевой машинной станции-188 приступят к укладке рельсошпальной решетки общесетевого стандарта, в декабре здесь откроется движение поездов.
В настоящее время их движение не слишком интенсивно – в сутки здесь проходит обычно 6 поездов. Но не будем забывать, во-первых, про безопасность движения. В целом реконструкция СахЖД, укладка новой рельсошпальной решетки шириной 1520 мм на железобетонных шпалах позволят повысить надежность и долговечность ее эксплуатации, возрастут скорость и безопасность движения, сократятся издержки, в том числе за счет ликвидации пункта перестановки вагонов в Холмске.
А во-вторых, у западной линии нашей островной магистрали есть большие перспективы. После строительства новой железнодорожной ветки от действующей станции Ильинск до угледобывающих разрезов Углегорского района грузооборот здесь заметно возрастет.
В. ГОРБУНОВ.