Когда-то в этом строгом изящном здании размещался банк «Хоккайдо Такусёку». Но пришли иные времена, и оно стало хранителем капиталов, быть может, более драгоценных, чем золото или платина, – коллекций Сахалинского государственного областного художественного музея.
По меркам музейного бытия двадцать пять лет не срок, так, мелочи по сравнению с российскими собратьями, но значение прожитого и пережитого по смыслу определяется не числом лет, но качеством. А художественный музей живет энергично, чуть ли не каждый месяц становясь «делателем» новостей и событий островной столицы. И с этой точки зрения с 1983 года путь пройден немалый. Да и история его собрания гораздо длиннее истории самого музея: первые «кирпичики» закладывались еще в 1950-х стараниями сотрудников областного краеведческого музея.
Юбилейная выставка – разумеется, ретроспективная, в лучших традициях общепринятой в таких случаях практики – представляет «37 художников о Сахалине». Несмотря на то, что мир художественного музея обнимает своим вниманием искусство разных широт и веков – России, Японии, Кореи от древности до наших дней. Но акцент этого весьма обширного проекта понятен и многомерен – «отечество нам Сахалин» глазами живописцев и графиков последних пяти десятилетий. Выставка самим фактом своего существования «раскручивает» хронику развития сахалинского изобразительного искусства, а с нею – собирания музея, а с нею – многогранного культурного процесса и истории самой области, ее географии, щедро «записанной» для потомков на холстах и листах. И всем этим объемом стремится сколь возможно приблизить нас к разгадке тайны – притяжения Сахалина.
Кстати, именно такова первая «версия» названия юбилейной выставки, реализация которой потребовала изрядной «селекции». Никого не забыть, но представить палитру островов во всем блеске от начал до дней нынешних – такова была идея выставочного проекта «37 художников о Сахалине», бережно воплощенная в реальность экспозиционером, заведующей отделом искусства Дальнего Востока художественного музея Натальей Бржезовской.
Среди представленных на выставке авторов есть такие, чьи работы не покидали запасников многие годы, а то и десятилетия. И когда бы не «датский» случай, печальное забвение это продлилось бы еще бог весть сколько. И мы заново в ХХI веке открываем удивительных по силе выразительности художников 1950 – 60 – 70-х – Бориса Шахназарова, Михаила Шалдина, Альфредо Скариолли, Геннадия Смердова, Константина Боровикова, Фурихата Тоцусима и других… И их живопись – свободную, искреннюю, без лукавства. Как и привязанность к Сахалину. Музей остается верным «держателем памяти» о тех, кто оставил яркий след в истории сахалинского изобразительного искусства.
Каждый искал свою дорогу, каждый из них был целая вселенная: Вениамин Ридель, Олег Даниленко, Гиви Манткава, Владимир Тихомиров, Анатолий Климанов, Надежда Степанова, Николай Бочаров-Федореев… А сегодняшний день искусства определен талантом и неутомимым творческим движением Натальи Кирюхиной, Де Сон Ена, Виктора и Натальи Ковалевских, Юрия Степанова, Дю Мен Су, Александра Бурыки, Ирины Ярославцевой, Надежды Троегубовой, Василия Кантура, Юрия Метельского, Анатолия Ни, Олега Папузина, Надежды Антиповой-Кириной, Владимира Чеботарева… Право, только в музейном пространстве стала возможной столь удивительная и духоподъемная встреча художников, связующая в единый узел прошлое с настоящим, из которого должно произрасти светлое и прекрасное – хочется верить! – наше с вами будущее. Все они без исключения и без устали кочевники и романтики, вне времени и места жительства, и их «путевые заметки» дали жизнь настоящей лавине ярчайших работ во всех жанрах.
– Переступившая рубеж веков, история сахалинского искусства, соединившая в себе идейно-художественный поиск самых разных времен и поколений, сегодня как никогда тяготеет к опыту и традиции. Наиважнейшим в истории островной художественной культуры остается тот вклад, который привнесло старшее поколение художников… При этом формирование образа Сахалина представляется в островном искусстве делом трудным и далеко не завершенным, – подчеркивает Н. Бржезовская.
Так получилось, что встретиться с «37 художниками…» пришлось в не очень удачных обстоятельствах: аккурат в тот день из-за аварии выставка была временно свернута, и, спасая от воды, большой (хотя по факту и не очень большой) зал музея приютил «жителей» запасников. Но музей давно вырос из своих каменных «одежек», его «квартирный вопрос» не то что назрел, но и перезрел. Одна только сахалинская коллекция перевалила числом за восемьсот работ, созданных 49 авторами. А миссия музея – не только сохранить для будущего, но и поделиться богатствами с сегодняшними своими посетителями. Например, на эту выставку попало лишь каждое десятое полотно из собрания современного сахалинского изобразительного искусства – любой размах мысли экспозиционера ограничен размерами выставочных площадей. А между тем встречи с имеющимися в музейных фондах собственными «накоплениями» не менее необходимы и, убеждена, интересны, чем визиты гостей из дальних российских музеев и картинных галерей. Мы ведь зачастую и не подозреваем о том, чем богаты благодаря трудам собирателей – музейщиков и меценатов.
Так что очень кстати хорошая традиция, культивируемая музеем, – выводить в свет наиболее значимые выставочные проекты (а «37 художников…», безусловно, из этого ряда) под «аккомпанемент» добротной полиграфической продукции. В данном случае к юбилейной дате приурочили каталог «Сахалинское изобразительное искусство в собрании СГОХМ». Увесистый том благородного цвета морской волны (дизайн художника Дю Мен Су), однако, вместил гораздо больше заявленного на обложке. В него помимо собственно истории созидания коллекции вошли и подробная хроника арт-жизни Сахалина с послевоенных дней до начала ХХI века, сопровожденная богатым иллюстративным материалом, и вдумчивое, взволнованное обозрение творчества сахалинских мастеров, подготовленное Н. Бржезовской. По сути, создана роскошно выполненная энциклопедия художественной жизни Сахалина, у которой, конечно, должно быть продолжение.
И. Сидорова.