На минувшей неделе депутаты Сахалинской областной Думы в первом чтении приняли закон «Об общественной палате Сахалинской области». Сама общественная палата существует в области не первый год и до сих пор обходилась без специального закона. Но в прошлом году общественная палата РФ как «вышестоящая инстанция» рекомендовала регионам принять свои законы об аналогичных формированиях на местах. И вот процесс пошел. Что изменит закон в работе общественной палаты, как он может повлиять на развитие инициативы граждан? С этими и другими вопросами «Советский Сахалин» обратился к члену общественной палаты области, помощнику депутата городского Собрания

г. Южно-Сахалинска Н. СИДОРОВУ.

– Николай Николаевич, давайте вначале разберемся, каким органом является общественная палата? Кому она нужна больше – населению, продвинутой общественности или властям?

– Тут не обойтись без небольшого экскурса в историю. Общественная палата была образована еще в 2000 году по решению губернатора И. Фархутдинова. Официально она тогда именовалась так: общественная палата Сахалинской области при губернаторе. Это был орган информирования общественных организаций о планах и действиях администрации области. В таком качестве палата пребывала до 2008 года. В 2008-м уже постановлением другого главы региона – А. Хорошавина – палата при губернаторе была преобразована в общественную палату Сахалинской области без образования юридического лица. Задачи, поставленные перед ней, были сформулированы по аналогии с задачами, стоящими перед общественной палатой РФ. Наша палата, в частности, наделялась правом общественной экспертизы нормативных актов и законов Сахалинской области.

– Так это же хорошо. Чем вас такие полномочия не устраивают?

– Меня они очень даже устраивают. Другое дело, что самой экспертизы фактически не было. Думаю, предпринятые в 2008 году преобразования палаты были не потребностью администрации области иметь площадку для совместной работы с общественными структурами, а всего лишь данью некой политической необходимости. Тогда же, в 2008 году, администрацией области была проведена первая операция по «выкручиванию рук» строптивым членам палаты для избрания устраивающего власть руководителя.

– Закон об общественной палате как-то меняет существующее положение вещей?

– Сам закон по целям и задачам в основном повторяет положение о палате 2008 года. Палата по-прежнему не становится юридическим лицом, но появляется другое независимое от палаты юридическое лицо – аппарат общественной палаты. Однако главную проблему я вижу в другом – в том, какой в законе закладывается принцип формирования палаты. Фактически ее можно будет полностью «заточить» под интересы правительства области. Всех излишне самостоятельных и непредсказуемых отсеять, а необходимую квоту заполнить людьми послушными и не задающими острых вопросов.

– Не слишком ли категорично? В законопроекте записано, что общественная палата состоит из 30 членов и формируется на добровольной  основе…

– Но читайте дальше. Сначала губернатор утверждает десять членов палаты из числа граждан, постоянно проживающих на территории Сахалинской области и имеющих перед ней заслуги. Потом эти десять граждан принимают решения о приеме в члены палаты десяти представителей общероссийских, межрегиональных и региональных некоммерческих организаций. Затем уже двадцатка определяется с приемом в члены палаты десяти представителей региональных, местных некоммерческих структур… Лично для меня очевидно, что весь процесс будет проходить под жестким контролем управления внутренней политики аппарата губернатора и правительства области. Людей, неудобных властям, в палате не будет. Кстати, сейчас ее членами являются 43 человека.

– Вас одного не устраивает новый порядок формирования общественной палаты?

– Нет, есть и другие недовольные. И их немало.

– Пытались внести свои предложения?

– Пытались. В апреле палата приняла решение через месяц провести заседание, на котором, в частности, обсудить законопроект о палате. Наша комиссия по культуре и СМИ подготовила свои предложения. Но в мае палату ее председатель Е. Степанская не собрала, а на заседание 17 июня уже члены палаты не смогли собраться в нужном составе, и наши предложения прошли как информация к размышлению в рамках импровизированного «круглого стола».

– В чем же состоят ваши предложения?

– Формирование палаты, как считает наша комиссия по культуре и СМИ, должно проходить следующим образом. Первую десятку определяет губернатор. Вторую – действующий состав палаты из числа ее членов, желающих продолжить работу в общественном органе. А потом уже эта двадцатка назначает десятерых представителей общественных организаций, заявивших о своем желании участвовать в работе палаты. Мы также считаем, что руководитель аппарата палаты должен предварительно быть согласован с членами палаты.

– Николай Николаевич, законопроект об общественной палате 5 апреля был размещен на сайте областной Думы для обсуждения. К моменту его рассмотрения в Думе у этого анонса было менее 250 просмотров, а просмотров самого законопроекта оказалось немногим более ста. При этом ни одного замечания по тексту документа в Думу от населения так и не поступило. Вас это не смущает? Может быть, общественная палата людям и не нужна вовсе?

– Меня это не смущает. Другого результата просто не могло быть. Из-за невнятной позиции председателя палаты Е. Степанской, из-за пассивности ее президиума палата населению сегодня неинтересна. Неинтересна, потому что не поднимает острых вопросов, она от них постоянно уходит.

– Например.

– Например, наша комиссия по культуре и СМИ предлагала обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг площади Победы в Южно-Сахалинске. Как известно, инициатором строительства на этом месте кафедрального собора являются областные власти. Патриарх Кирилл, посетивший Южно-Сахалинск в 2010 году, лишь благословил эти планы. Но многие не хотят, чтобы собор появился на месте танка и пушек. Эти символы дороги людям. Так почему бы не провести на эту тему референдум? Глас народа – глас божий. Именно широкая общественность, а не «умные» люди в кабинетах должны решать подобные вопросы… Референдум можно было бы «привязать» к предстоящим выборам. Когда нет выхода на площадки в рамках той же общественной палаты, где можно дискутировать с властями, люди идут на митинги. Аналогичная ситуация была с проблемой перевода области в другой часовой пояс. Палата в лице ее руководства и тогда устранилась от обсуждения острой темы. Впрочем, как раз такое поведение руководства палаты и устраивает власти.

– Так нужна ли обществу общественная палата?

– Нужна однозначно. Но не в том виде, в каком областные власти предлагают ее формировать.

А. СЕРГЕЕВ.