Многие сахалинцы к идее развития туризма на наших островах относятся скептически: дескать, показать есть что, но кто поедет все это смотреть, когда не развита инфраструктура, уровень цивилизации невысок, а услуги дороги.
Но идея тем не менее не умирает. Напротив, во властных структурах предпринимаются шаги для воплощения ее в жизнь. В том, что область станет привлекательной для туристов, убеждены, в частности, и в департаменте продовольственных  ресурсов и потребительского рынка администрации Южно-Сахалинска. Его сотрудники не первый год занимаются этой темой. В прошлом году они подготовили и провели конференцию, посвященную развитию туризма. Правда, уклон ее был скорее теоретический. Зато в этом году 25 – 26 августа состоится вторая конференция, которую уже можно назвать практической, поскольку посвящена будет изучению опыта других регионов. Называется она «Сахалинский туристский кластер II «Индустрия гостеприимства». Проходить конференция будет в ДК железнодорожников, вход свободный.
В преддверии события наш корреспондент Н. Котляревская встретилась с руководителем департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка А. БАНДЮКОВЫМ, чтобы узнать подробности предстоящего мероприятия и получить ответы на вопросы, интересующие и журналистов, и читателей.
– Александр Владимирович, почему вы так уверены, что к нам могут поехать туристы с материка, из-за границы? Что мы можем предложить им?
– Сегодня, действительно, предложений мало. Наши турфирмы занимаются в основном выездным туризмом. Пока в область в год приезжают с туристскими целями только около 4 тысяч человек. Это позор. Фолклендские острова, например, где таких красот, как у нас, нет и в помине, посещают за год 100 тысяч человек! Да что Фолкленды. В еще недалекое советское время сюда по путевкам всесоюзных маршрутов приезжали десятки тысяч желающих увидеть Сахалин и его красоты. Так что надо работать.
Туристические ресурсы у нас богатые. Природа изумительная. Острова, море, сопки, водопады, леса. Если к этой природе добавить нормальную инфраструктуру… В Южно-Сахалинске, кстати, с ней все в порядке. Есть отличные гостиницы, их уже больше 30, которые могут предложить туристам сервис высокого уровня. После того как шельфовые проекты завершились, гостиницы, чтобы выжить, принялись развивать дополнительные услуги и стали полноценны-ми отелями, способными
предложить своим гостям и кров, и пищу, и развлечения, и прокат автомобилей, спортинвентаря. Для туризма это хорошо. У нас около 300 ресторанов, кафе, баров, столовых. Здесь можно отведать блюда китайской, японской, корейской, французской, итальянской, индийской, мексиканской, русской и других кухонь мира. На Сахалине много хороших дорог. Периферия только подкачала, там инфраструктура практически не развивается.
– Существует ли полный перечень достопримечательностей островов, насколько он впечатляет?
– Да, реестр мест показа есть. И он действительно объемен. Есть и разработанные маршруты у некоторых сахалинских туркомпаний, часть их уже работает. У нас используются более 30 экологических троп и маршрутов в зонах памятников природы – останец «Лягушка», грязевой вулкан, пик Чехова. Но внимания внутреннему туризму уделяется недостаточно, требуются большие инвестиции. Сегодня нужна подробная карта области, которая не только включала бы туристические ресурсы, но и показывала инвестиционные возможности того или иного места. Я видел такую карту провинции Онтарио в Канаде. Она очень понятна для инвесторов. Наша главная задача – создать условия для инвестиционного климата.
– И предстоящая конференция вам в этом поможет?
– Рассчитываем на это. Цель ее – изучить практический опыт применения кластерной экономики в туризме. А именно: формирование турпакетов, туристических продуктов. Суть кластерного подхода – экономическое сотрудничество на региональном уровне для глобальной конкуренции. Туристический продукт должен быть конкурентоспособным. Например, японцы с удовольствием летают на охоту на Аляску. У нас тоже может быть отличная охота, почему не к нам? Потому что туда им ездить дешевле, как это ни парадоксально. Только малому и среднему бизнесу с такой задачей не справиться – для этого нужно развивать государственно-частное партнерство. Такой опыт есть у Горного Алтая, и мы будем изучать его в ходе конференции. Предстоит презентация тур-операторов Сахалина и операторов центральной России, надеемся на завязывание деловых связей для продвижения бренда «Сахалин». Кроме того, в фойе ДК железнодорожников будут представлены сахалинские предприятия сферы услуг, задействованные в «индустрии гостеприимства», все желающие могут подходить, задавать вопросы, налаживать контакты. Конференция – это способ привлечь общество, бизнес к проблемам туризма.
Еще нас интересуют вопросы саморегулирования в сфере туризма. В строительстве саморегулирование уже развито. А туристические организации до сих пор разрознены. В конференции примут участие руководители ассоциации туроператоров России, их помощь будет неоценимой.
– Составляющие индустрии туризма у нас имеются, но, очевидно, кто-то должен собрать их воедино, направить, не так ли?
– Должна быть программа, которая бы подтянула ресурсы, знания, опыт, возможности. Нужно привлечь к ее созданию, реализации не только бизнес, но и носителей местной культуры, подвижников, любителей-туристов и т. д.
Концепция подъема сахалинского туризма состоит в точечном развитии красивых, замечательных мест. Нужно определиться с приоритетами и начинать работу. Для начала взять хотя бы «Лягушку» или «Горный воздух». Да, есть на «Горном воздухе» канатка, какое-то кафе. Там можно покататься зимой на лыжах. Южносахалинцы любят туда подниматься. Но для туристов требуется другой уровень. Пока заманить их туда в общем-то нечем. Требуется обустройство всей зоны «Горного воздуха», чтобы гость удивлялся на каждом шагу. Только за счет бюджетных инвестиций этот объект до необходимого уровня не подтянуть.
– В перспективе только обустройство известных мест или будут создаваться какие-то новые туристические объекты?
– Есть бизнес-идея «Русская деревня до 1905 года». Нет у нас привлекательных для туристов объектов той исторической поры. Конечно, во Владимировке создать их уже невозможно, но, например, в районе фермерского хозяйства «Мрия» вполне реально построить деревню. И совместить исторический туризм с агротуризмом.
– В развитии туризма, на мой взгляд, очень важно информационное обеспечение. Сейчас россияне, и сахалинцы в том числе, бывают в странах с развитым туризмом и знают, каким подспорьем для любителей отдыха и путешествий являются буклеты, проспекты, карты и т. д.
– Конечно же, предстоит работа и в этом направлении. Причем мы собираемся воспользоваться и работой сахалинских энтузиастов, подготовивших каталоги, посвященные нашей природе. Туристы должны обладать полной информацией о всех объектах, об услугах, которые они могут получить в той или иной точке. Немалую роль играют и указатели, особенно для «диких» туристов.
– Но мы больше рассчитываем на тех, кто покупает путевки?
– Сахалин будет рад и тем, и другим. Но большинство людей все же предпочитают турпакеты, то есть гарантированный набор услуг, чтобы не болела голова о том, в какой гостинице остановиться, как найти туда дорогу и т. д. Туристы хотят заранее знать, во что обойдется им поездка и сколько денег брать с собой, и турпакеты должны быть привлекательными: с высоким уровнем сервиса и доступными по цене. Если хорошо постараемся, у нас все получится.