В течение почти двух недель Амурский областной театр драмы
гастролировал в Сахалинской области

Не сказать, что третий визит на Сахалин дался театру легко: за зрителя  им пришлось побороться с учетом международного фестиваля военных оркестров, а также урожая «звезд» эстрады, от которых слепило в глазах, по случаю двойного юбилея – области и Южно-Сахалинска. А по причине ремонта Чехов-центра театру, в репертуаре которого много и ярко представлена русская драматургия и который  тяготеет к крупномасштабным, шикарно костюмированным постановкам, пришлось обойтись «облегченным вариантом». Тем не менее амурчане постарались по возможности зажечь интерес сахалинцев к театру, тем паче что на носу очередной сезон. И несмотря на понятные технические возможности ГДК «Родина» и кинозала «Октябрь», где происходили показы, представили разные грани театральной афиши последних двух-трех лет.
Прежде всего, перечитав «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, режиссер Игорь Афанасьев и народный артист России Владимир Матвеев сочинили симпатичное  зрелище  о том, как не тиха украинская  ночь перед Рождеством. Оставим мистику на счету Гоголя, к тексту которого отнеслись со старомодной (в хорошем смысле) бережностью, не тронув ни слова, ни запятой. В  остальном прочем «Ночь…» явилась спектаклем-праздником, герой которого – вся театральная труппа, обладающая универсальным спектром профессиональных навыков. Спеть, гопак сплясать, снежки покатать, глазки построить, покуролесить на земле и в небе с озорством  и изяществом для них запросто. А заодно подлинно одушевить чудной красоты и музыкальности атмосферу Малороссии (на чем-чем, а на костюмах и бутафории в театре не экономят) – с тремя Гоголями  в крылатках и цилиндрах, любвеобильным лысым чертом (за это браво актеру Константину Таванцеву) и чехардой простодушных козачьих страстей  на фоне звездного неба.
Вот на «Семье вурдалака» в зале не слишком уютно. Как лекарства с горьким вкусом, его хочется избежать. Наверняка подростки – целевая аудитория  – «покупаются» на инфернальное название, не подозревая, что их ждет.  А ждет их рассказ без прикрас об истории обычной семьи, разрушенной, ограбленной и униженной самым что ни на есть близким человеком – сыном, правда, наркоманом. В этом спектакле, требующем предельного  напряжения сил, много замечательных актерских работ: Ольга Васенина (в  роли матери), Олег Бойко – ее злой  гений-правдоруб-наркодилер,  открывающий ей глаза на сыночка, Юрий Роголев в роли отца, отстранившегося от беды, Александра Аверьянова, чья героиня излечивается от любви к наркоману самым жестоким из возможных путей. В зеркале для школяров (а именно этой непростой для завоевания аудитории адресована «Семья вурдалака») отражаются  вопросы без прямых ответов: победимо ли зло всепрощенчеством, материнским милосердием и не дорога ли цена, когда жизнь вокруг наркомана превращается в ад? Вводя спектакль по пьесе Василия Сигарева в репертуар более десяти лет назад, амурчане, наверное,  не думали, что он настолько задержится. Но ими цепко угадана тема, печально не теряющая масштабной актуальности. Потому как воистину: не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе…
Для детей сыграли традиционную сказку «Царевы очи», в которой  доминировал прагматичный принцип «ты – мне, я – тебе» (ты мне – цветочек для больной матушки, я тебе –  дом приберу, песенку спою),  приведший к победе добрых дел и отношений между поколениями в конечном счете. Наши детишки, воспитанные в атмосфере торжествующего интернета, в принципе могут повестись на веселых леших-водяных – привет от  старых добрых сказок своих дедов и отцов.
Ну и конечно, обязательные комедии той категории, без которой ни один театр не сделает кассы, – «Клинический случай» вездесущего Рэя Куни, «Одолжите тенора» Кена Людвига – авторов, чья миссия – отдых зрителя. Ведь и развлечение, ради которого приличное количество людей идут в театр,  должно быть качественным. В «Одолжите тенора», уже обкатанном летом на зрителях Израиля, оно имеет место быть. Эту непритязательную, но занимательную комедию положений стоит смотреть из-за комического таланта заслуженного артиста России Роберта Салахова в роли директора театра, на свою голову пригласившего оперную звезду. Звезда возьми и как бы помри в канун премьеры, и понеслась «суета вокруг кота», основной смысл которой – секрет актерского счастья: оказаться в нужное время в нужном месте. Заодно есть шанс увидеть подноготную театральной жизни, в которой полно форс-мажора и остроумных рецептов, как с ним бороться. Разве что оперных голосов бог актерам  не дал, так и не страшно. В данном случае мне предполагается главным иное: амурчане продемонстрировали свойство настоящих артистов – играть  с той же силой самоотдачи на ползала так же, как при супераншлаге.
Визит с берегов Амура закончился, и, собственно, сказать хотелось только одно: более неуютно обставленное театральное событие надо поискать. Кстати амурчане были или некстати на нашем празднике жизни со своими гастролями, это не отменяет тривиального гостеприимства со стороны областного ведомства, курирующего культуру. Малости и то не соблюли – ни одного доброго слова на открытии, ни одного официального сахалинского лица, как будто гастроли театра – это такая же обыденность для нас, как тайфун «Санба». К слову, даже он не смог «вымыть» из  ГДК «Родина» зрителей, среди которых было много молодежи. Но, ей-богу, неловко, особенно с учетом того,  как любят у нас говорить слова о необходимости интеграции театрального и в целом культурного пространства Дальнего Востока. По крайней мере, Благовещенск в искренности этих слов придется убеждать. Хорошо, что сахалинский зритель, пусть и не слишком многочисленный, оказался на высоте, и аплодисменты его амурчане заслуженно получили.
И. СИДОРОВА.