Пресс-конференция

Вчера в областной прокуратуре состоялась пресс-конференция прокурора области Н. Рябова с участием первого заместителя прокурора области В. Минигораева, заместителей прокурора области К. Конюшенко и О. Данильченко, а также начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в противодействии коррупции С. Лубенца. Тема – результаты работы надзорного органа за первую половину 2013 года.
Было отмечено, что мерами прокурорского реагирования пресечено более 17 тыс. нарушений закона, к различным видам ответственности привлечено почти 3 тыс. правонарушителей – должностных и юридических лиц, по постановлениям прокуроров возбуждено 110 уголовных дел, в защиту прав и интересов граждан заявлено более 6,5 тыс. исков на сумму свыше 160 млн. рублей.
Особое внимание прокурорами уделено защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав несовершеннолетних на образование, охрану жизни и здоровья, медицинскую помощь. В результате принятых мер в настоящее время на территории области все решения судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполнены. По инициативе прокуратуры в областной бюджет 2013 года заложено дополнительное финансирование в сумме
88 844,9 тыс. рублей, необходимое для приобретения жилья 192 лицам указанной категории, 39 квартир уже приобретено.
Органы прокуратуры области, как было сказано, уделяют много внимания соблюдению законодательства о жилищных правах. Пресечены факты необоснованного роста тарифов на содержание жилья и коммунальные услуги. Под контролем соблюдение прав граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья, соблюдение прав ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а также граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, и иных категорий лиц при обеспечении их жильем. Несмотря на то, что активное жилищное строительство с привлечением средств граждан на территории области не ведется, есть нарушения прав участников долевого строительства.
Прокуратура ведет постоянный мониторинг ситуации в сфере экономики, применяет  комплекс предусмотренных законом полномочий для устранения выявленных нарушений и меры профилактической направленности. Вместе с тем количество выявленных нарушений остается значительным – 3800. Активизирован надзор за исполнением бюджетного законодательства.
Как было отмечено, наметившаяся в прошлом году тенденция к увеличению роста преступности получила продолжение: на сегодняшний день зарегистрировано на четверть больше преступлений, чем в аналогичном периоде прошлого года. На 8,7 проц. повысилась  подростковая преступность, что свидетельствует о недостаточной работе органов системы профилактики.
Как подчеркнул прокурор области Н. Рябов, усилена деятельность по реализации органами прокуратуры функции ведения правовой статистики. Прокуроры добились большей достоверности и объективности показателей о преступлениях, в том числе в общественных местах, в состоянии алкогольного опьянения, совершенных ранее судимыми и т. д. По фактам нарушений, допущенных субъектами учета, в истекшем периоде принято 180 мер реагирования: внесено 33 представления, 49 требований, 95 информаций. По результатам их рассмотрения 53 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Органами прокуратуры проделана определенная работа по выявлению и устранению нарушений коррупционной направленности. Обеспечено участие в рассмотрении судами первой инстанции 1909 уголовных дел. За отчетный период рассмотрено 11926  жалоб, непосредственно разрешено 5824 обращения, на личном приеме принято 3388 человек.
Далее руководители прокуратуры ответили на вопросы журналистов. Корреспондент  «Советского Сахалина» задал развернутый вопрос.
Согласно законодательству о противодействии коррупции, на сайтах районных администраций давно размещены сведения о доходах мэров и других муниципальных служащих за 2012 год. Исключение составляет мэрия Южно-Сахалинска. Как объясняют руководители администрации областного центра, мэр является выборным лицом и на этом основании может не предавать гласности свою декларацию. Хотя мэры других районов области, тоже выборные, без всяких оговорок публикуют сведения о своих доходах и имуществе. Это во-первых. Во-вторых, администрация Южно-Сахалинска пока вообще не разместила сведения о доходах и имуществе чиновников за 2012 год на своем сайте, хотя установленный законом срок – до 14 мая – давно прошел. Вице-мэр А. Лескин объяснил это тем, что согласно постановлению администрации Южно-Сахалинска муниципальным служащим в соответствии с требованиями федерального законодательства предоставлена возможность представления уточненных сведений в течение трех месяцев после окончания срока, установленного для представления сведений о доходах, то есть до 30 июля года, следующего за отчетным. Вице-мэр сообщил также, что в настоящее время муниципальные служащие администрации Южно-Сахалинска представляют уточненные сведения, они будут размещены на сайте до 14 августа. Так должны ли чиновники, интересовался корреспондент «Советского Сахалина», представлять сведения о доходах до 30 апреля, как это предусмотрено законом? Должен ли мэр Южно-Сахалинска публиковать свою декларацию о доходах? Как прокуратура оценивает позицию, занятую администрацией областного центра в данном вопросе?
Ответил на вопросы начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в противодействии коррупции С. Лубенец.
– Муниципальные служащие, как и другие чиновники, должны до 30 апреля подать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера свои и совершеннолетних членов своих семей. Эти сведения до 14 мая должны быть размещены на сайтах администраций муниципалитетов. Причем сведения должны находиться на сайтах весь срок службы чиновника. И каждый год обновляться. Это требование антикоррупционного указа президента. Региональные и муниципальные власти должны привести свои законодательные акты в соответствие с этим указом.
Чтобы мэры городов и районов размещали свои сведения о доходах и имуществе на сайтах, прокуратуре, пояснил С. Лубенец, зачастую приходилось обращаться в суд. Так в прошлом году случилось и с мэрией Южно-Сахалинска. Там посчитали, что глава города лицо выборное, не является муниципальным служащим, поэтому и не обязан обнародовать свою декларацию. Прокуратура, основываясь на принципах законности и публичности, обратилась в суд. Суд первой инстанции с доводами прокуратуры не согласился, областной суд принял противоположное решение, поддержал надзорный орган. Президиум областного суда, куда мэр обратился с апелляцией, постановил, что мэр обязан разместить сведения о своих доходах за 2011 год на сайте городской администрации. 7 мая этого года сведения о доходах градоначальника были размещены на сайте. Правда, по нашей информации, сказал С. Лубенец, эти сведения были на сайте всего один день, потом удалены.
Теперь что касается сведений о доходах мэра и муниципальных служащих администрации Юж-но-Сахалинска за 2012 год. 12 июля прокуратура Южно-Сахалинска внесла представление в мэрию о неразмещении сведений на сайте. Объяснения вице-мэра А. Лескина, что сведения не размещены на сайте, так как служащие представляют уточненные сведения, являются неверными. Поскольку размещение сведений на сайте никак не сказывается на представлении уточнений. Уточнения действительно можно вносить в течение трех месяцев после 30 апреля. Это не будет нарушением законодательства. Поданные до 30 апреля сведения и позже дополненные до 30 июля не будут считаться как неверные или неполные. Но в любом случае сведения должны быть представлены до 30 апреля и размещены на сайте до 14 мая. Если возникла необходимость  подать уточненные сведения – пожалуйста, можно подать, а через две недели обновить эти сведения на сайте. Но о пролонгировании на три месяца срока подачи сведений в законе не говорится. То есть, заключил С. Лубенец, сведения о доходах и имуществе  мэра и муниципальных служащих должны были быть на сайте администрации Южно-Сахалинска до 14 мая. Потом их можно было уточнять и обновлять.
Руководители прокуратуры ответили и на другие вопросы. В частности, о борьбе с коррупцией.
– Она идет, но нет высоких фигурантов, – отметил прокурор области Н. Рябов. , – Как правило, речь идет о коррупционерах среднего и нижнего звена. С этим криминалом тоже нужно бороться. Но сейчас мы ставим вопрос перед правоохранительными органами: должны быть громкие уголовные дела и фигуранты высокого уровня. Все процессы, идущие в стране, характерны и для нашей области. При бюджете области в 78 млрд. рублей  правоохранительным органам есть над чем работать.
С. АРГА,
Т. ВЫШКОВСКАЯ.