Завершился Сахалинский международный фестиваль

Все включено
«Фестиваль закрыт. Да здравствует фестиваль!» – объявили почетный президент Алла Сурикова и генеральный продюсер Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» Алексей Агранович, поднявшись вечером 30 августа на сцену Чехов-центра.
Наверное, мы и сами не знали, как любим кино, пока не соприкоснулись с этой вселенной. Гигантская работа объединенной сахалинско-московской команды (Сахалинское кинодосуговое объединение плюс продюсерская компания «ИДИ Про») от августа 2012-го до августа 2013 года была подобно айсбергу, но в конечном счете итог трудов – на поверхности: «Край света» – это неоспоримо главное культурное событие в регионе, хотя до конца 2013 года еще добрая треть.
Содержание фестиваля программный директор Алексей Медведев выстроил так, что, говоря словами руководителя гильдии актеров России Валерии Гущиной, посмотреть ее – все равно, что осилить программу академии кино. Сахалинский кинофестиваль, имея в активе лишь третий сезон, взрослеет так стремительно, что сравнивать первый и последний едва ли корректно. Фестивальный корабль все более движется вширь и вглубь – от медийного глянца (Якубович, Ярмольник), завлекающего сахалинцев осаждать «звездную дорожку», «к пробуждению памяти места, созданию культурной идентичности, когда Восток и Запад будут обогащать друг друга» (Алексей Медведев).
Фестиваль на протяжении восьми дней двигался одномоментно по трем направлениям: смотреть кино, говорить о нем и немного поучиться его делать. Фестиваль – это много кино, а также моноспектакль Евгения Гришковца и концерт Нино Катамадзе, встречи с большими советскими и российскими артистами Юрием Назаровым и Адой Роговцевой, мастер-класс «Европеец-Азиат» от Юлии Левицкой – каждый день в кинотеатре «Октябрь» для всех желающих. Было создано единое кинопространство: Чехов-центр – кинотеатр под открытым небом – дискуссионный шатер Q&A (прямые ответы на любые вопросы). В «круглом застолье» говорили о перспективах документального кино и что это за кинозвезды такие, делился тайнами кинокухни всемирно известный оператор Кристофер Дойл. И программный директор фестиваля Алексей Медведев, ежедневно выходивший на сцену Чехов-центра и в шатер Q&A, стал для киноманов почти родственником (которого, правда, видят раз в год). А от многочисленных гостей очень часто звучало сокровенное: если бы не фестиваль, я бы никогда не открыл для себя Сахалин…
смотрящие Вперед
«Край света» представил более ста фильмов, снятых в России и еще 25 странах (что почти в два раза превышает прошлогодний показатель). Фестиваль – это редкостная возможность увидеть хорошее кино впереди России всей, до выхода в большой прокат (а то и взамен проката, куда авторскому кино не стелят красную дорожку). Так, сахалинцы увидели программу триллеров «Корейские подозреваемые». Последний фильм безвременно ушедшего Алексея Балабанова «Я тоже хочу» представили его вдова Надежда Васильева и актер Олег Гаркуша. Вошедшие в конкурс российские фильмы «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, документальная «Труба» Виталия Манского и «Географ глобус пропил» Александра Велединского, как на подбор, посвящены подробностям жизни глубинки и при всей разности сюжетов дарят ощущение безнадежно-го оптимизма.
Прочие конкурсанты открывали особенности национальной культуры, философии, жизни Таиланда, Шри Ланки, Японии, Филиппин – стран, где мы предпочитаем отдыхать, а теперь, возможно, будем ходить в кинотеатры. Принимали их тоже по-разному: на фильм «Географ глобус пропил» выносили двери Чехов-центра (так было один раз), а с «Уроков гармонии» Эмира Байгазина часть зрителей, щадя крепость нервов, удрала через полчаса (так тоже было один раз). И жаль, что не учрежден приз зрительских симпатий для внеконкурсных фильмов, а то бы и на них нашлась куча претендентов («Девочка и велосипед», «Смерть супергероя», «Белоснежка» и т. д.).
И еще этот «Край света» однозначно войдет в историю как фестиваль под дождем, который, не переставая ни на один день, ничего не изменил в расписании. Летний кинотеатр, по задумке организаторов раскинувшийся на площади перед Домом правительства, стабильно притягивал зонтики ежевечерне – посмотреть «фильмы, которые научили нас любить кино», зрители приходили с друзьями, собаками, кошками и велосипедами.
Слово и дело
«Мы понимаем, что судьбоносная дорога должна лежать не с острова, а на остров. А чтобы это стало возможным, нужно, чтобы молодые сахалинцы учились азам профессии кино и реализовывались. И первый шаг мы сделали», – сказал А. Агранович, имея в виду работу мастерской сверхкороткого кино «Европеец-Азиат» Юлии Левицкой, результаты которой превзошли все ожидания. По итогам экспресс-обучения семеро сахалинских энтузиастов создали микрофильмы («Арифметика», «Молитва», «Сработало» и др.), которые и были представлены на церемонии закрытия. И это не было реверансом за гостеприимство: на «Краю света» в цене профессионализм и талант во всех номинациях. А трое из них станут студентами мастерской Аллы Суриковой и Владимира Фокина. Идея Аллы Ильиничны о подготовке кадров сахалинских кинематографистов и в этом году получила поддержку губернатора Александра Хорошавина. Свое кино уже начал снимать Александр Ли, прошлогодний любитель-победитель фестиваля, ставший студентом высших курсов режиссуры.
Впечатление – на миллион
Не скрою, была полная уверенность, что миллионный гран-при пополнит копилку побед Александра Велединского за фильм «Географ глобус пропил». Однако в лидеры вышел фильм Рёта Накано «Запечатлеть отца». «Есть какой-то сакральный смысл в том, что японский режиссер получает гран-при на сахалинском фестивале», – заметил А. Агранович. Это талантливое, умное и нежное искусство, оставившее за флагом какие-то территориальные споры… Надо было видеть шок и восторг Рёта Накано в момент оглашения «приговора». Автор фильма о счастливой семье, жизни и смерти в современной Японии радовался, как ребенок. Фильм был снят на деньги, заимствованные у друга, и гран-при «Края света» поможет молодому режиссеру немного поквитаться по долгам. Но главное – эта победа и горячий прием его детища на Сахалине укрепили решимость в дальнейшем заниматься избранной профессией. И, возможно, Рёта Накано, чей потенциал нескрываем, став маститым режиссером, лет через …цать будет вспоминать о том, как начал свой звездный путь именно на Сахалине.
Впрочем, Александр Велединский не зря приехал на Сахалин. «Деньги к деньгам», – оптимистично заметил режиссер, забирая три приза: специальный приз жюри за лучший актерский ансамбль, зрительский гран-при и приз почетного президента фестиваля Аллы Суриковой. А когда деньги закончатся, на память у Александра Алексеевича останется голубой брелок – глобус Сахалина, попавшийся Алле Суриковой на рыбном рынке Южно-Сахалинска. «Географ глобус пропил» выйдет в большой прокат в ноябре – с непредсказуемым Константином Хабенским, жестокими играми взросления пермских школьников и полным ощущением, что все у нас будет хорошо, правда, неизвестно когда.
И о других наградах: приз гильдии кинокритиков и киноведов России в виде красного слоника взял фильм «С тобой, без тебя» (режиссер Прасанна Витханаге, Шри Ланка), снятый по мотивам повести Ф. Достоевского «Кроткая». Приз за лучшую женскую роль получила Нора Аунор (фильм «Чрево твое» филиппинского режиссера Бриллианте Мендосы). Лучшим актером признан Александр Яценко («Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова). Приз за лучшую режиссуру достался «Урокам гармонии» Эмира Байгазина (Казахстан, Германия, Франция).
На перекрестке
Летопись фестиваля, достойного ввиду богатства событий отдельного фильма, убеждает в неслучайности возникновения «Края света». Сахалин, как и любая провинция, щедро делится со столицей своими талантами, но теперь, похоже, вектор движения понемногу меняется – с запада на восток. Так, через двадцать лет на родину заглянула Юлия Левицкая, художник-постановщик фильма «Уроки гармонии» Эмира Байгазина (запомните это имя – Эмир Байгазин, приговаривал Алексей Медведев, это будет великий режиссер). А прошлогодние разговоры о том, что Сахалин может и должен быть съемочной площадкой мира, сегодня обретают вполне четкие контуры: режиссер Павел Чухрай начинает работу над фильмом «Месть» по одноименному рассказу Анатолия Кима. Место действия – Южная Корея и Сахалин.
«Край света» – это больше, чем кино. За три года выкристаллизовался определенный формат отношений: даст бог, купаясь ежегодно в киношквале, мы научимся не только любить и понимать кино, но и терпимее принимать чужую точку зрения, быть добрее и любознательнее. И если случай занесет молодую парочку в кинотеатр, она сможет привыкнуть смотреть на экран без чипсов и пива. Это кино предназначено не идти на поводу первичных потребностей, а мыслить и меняться, мало-помалу утолщая культурный слой на наших островах. Интересно, что, хотя от силы можно в среднем посмотреть лишь пять–десять процентов киноменю, зрителю удается-таки составить себе картину мира – такого огромного и наполненного жизнью во всех ее проявлениях и красках. Едва ли не главный комплимент от режиссеров, продюсеров, кинокритиков – в адрес сахалинской публики: программа ориентирована на взыскательного зрителя-партнера, и здесь организаторы не просчитались. Помните, как говорил мистер Фест Андрея Миронова в незабываемом «Человеке с бульвара Капуцинов» выдающейся Аллы Суриковой: «Синематограф – это лекарство для страждущих». Кажется, у нас такой момент.
 «Краю света» не грозит вылететь в трубу ввиду невостребованности зрителями, но есть все основания к долгой счастливой жизни. Самые главные слова были сказаны и. о. губернатора Константином Строгановым: Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» в 2014 году состоится с 22 по 29 августа.
И. СИДОРОВА.