Выставка

Областной художественный музей пригласил дам и господ, чтобы сделать приятнейшее известие: к нам приехал Гоголь. Выставкой, иллюстрирующей его творчество, еще пять лет назад Приморская картинная галерея (Владивосток) отметила 200-летний юбилей великого русского писателя, рожденного на украинской земле. А на днях по приглашению островного музея, в преддверии очередного дня рождения Гоголя, экспозиция прибыла на Сахалин.
Неудивительно, что на выставку «Гоголь» спешат профессиональные художники. Не только отдать дань притяжению мира Гоголя – прекрасного, мистического, неповторимо колоритного, чей язык сродни литературной живописи, но и прикоснуться к силе таланта реалистического академического происхождения. Приморское собрание иллюстраций к повестям Н. Гоголя отсылает к золотому периоду советского изобразительного искусства, большей частью – к щедротам столичных музеев, делившихся с молодыми дальневосточными коллегами своими накоплениями. Общими усилиями создана экспозиция, в которой уживаются лед и пламень, день и ночь – как зеркало жизни самого Гоголя, делившего свою жизнь между родной Малороссией, ледяным Санкт-Петербургом и солнечной Италией. Вам дозволят заглянуть в душу его героев и прогуляться по гоголевским местам Северной столицы – через Подьяческий мост и по Васильевскому острову от Осипа Гроссе, по чеканному Невскому проспекту Евгения Ракузина (там промелькнет и острый профиль самого писателя)… Многообразие художественных стилей и приемов обеспечило полифонию: лирические картинки к «Сорочинской ярмарке» от Ирины Бек скомбинированы с изысканными видами имперского Петербурга, одетого в гранит, от Анны Остроумовой-Лебедевой, метафизикой Михаила Шемякина, сатирой от Аминадава Каневского и душевным сочувствием к маленькому человечку Башмачкину от карикатуристов Кукрыниксов.
А главными персонами на выставке стали герои книжной графики Евгения Кибрика, блестящего рисовальщика, одного из лучших в созвездии гоголевских соавторов – после Агина, Боклевского, Маковского в ХIX веке, рядом с Горяевым, Шагалом, Кукрыниксами в ХХ веке. Здесь Кибрик представил две большие истории. Одна – о былинных богатырях Запорожской Сечи, которые без громких слов учили Родину любить, защищать ее силой оружия и духа, – началась в 1943 году. Тогда по заказу издательства он начал работать над серией иллюстраций к «Тарасу Бульбе». От его автолитографий веет яростью и восторгом сражений, ароматами южных степей и мощным колоритом казачьей вольницы – великого прошлого сегодняшней Украины. И трудно поверить, что все эти «картины жизни» он писал «из головы», положась лишь на интуицию и воображение, поскольку съездить по местам боевой славы Тараса Бульбы Кибрику не довелось – шла война, герои которой нуждались в высоком примере отцов и дедов.
А через тридцать лет Кибрик вновь вернулся к Гоголю, но теперь его вдохновила петербургская повесть – «Портрет». Серия литографий к «Портрету» у Кибрика выливается в подробную историю о радости и цене творчества на весах судьбы, о высшем предназначении художника. Сама кухня творчества под пером Кибрика, казалось бы, нараспашку для зрителя – во всех деталях мук и поисков, и гениального прозрения, и чудовищного соблазна обменять душу на бренное злато. О книжной графике Евгения Кибрика без преувеличения можно сказать – у него истинно «портреты заговорили»…
Благодаря отзывчивости приморцев на Сахалине уже не раз знакомились с художниками прошлого и настоящего – с творчеством Василия Верещагина, Андрея Камалова, Сергея Симакова, Александра Арсененко, Владимира Погребняка и Евгения Макеева, экс-сахалинца, ныне живущего в Приморье, – Владимира Старовойтова. Межмузейное сотрудничество в Год культуры становится все шире: 1 апреля областной художественный музей презентует новый масштабный проект в содружестве с Русским музеем – «Пять веков русского искусства».
И. СИДОРОВА.