Мысли вслух

Отдел читальных залов областной универсальной научной библиотеки подвел итоги конкурса эссе «Новое поколение выбирает жизнь». Он был объявлен в январе в рамках программы по борьбе с алкоголизмом и курением на 2011 – 2015 годы.
Свои работы на суд жюри под председательством главного хранителя фонда библиотеки Марины Волковой прислали 36 участников (самому юному 13 лет, а старшему – 27). Были среди них студенты и школьники, работающая молодежь, а также юные журналисты южно-сахалинского Дворца детского и юношеского творчества, руководит которыми Галина Зацаринная.
Конкурс вышел за рамки Южно-Сахалинска. Его географию расширили эссе, поступившие из Александровска-Сахалинского, Леонидово и Красногорска.
Библиотекари поощрили всех участников грамотами и книгами сахалинских писателей, а особо отличившихся – волейбольными мячами с олимпийской символикой, спортивными принадлежностями. Благодарственные письма вручены педагогам. Своего рода презентацией стало фрагментарное представление творческих работ победителей.
 «Я считаю, что причина всех подростковых проблем – безделье и невозможность самореализоваться, – написал в своем эссе четырнадцатилетний Вадим Сойкин из Александровска-Сахалинского (3-е место). – Наверное, не скажу ничего нового – необходимо увлечь молодежь, увлечь чем угодно: спортом, туризмом, краеведением, воспитанием патриотизма, организовывать новые кружки, творческие объединения и т. п. И здесь нам необходимы грамотные, увлеченные своим делом педагоги и наставники, старшие товарищи…».
Сам Вадим занимается лыжными гонками, карате, баскетболом, тяжелой атлетикой. Участвует в олимпиадах по истории и литературе, много читает, предпочитает русскую фантастику и фэнтези.
Ученица средней школы № 32 областного центра Юстина Шпакович (3-е место) твердо верит, что занятия спортом, активный образ жизни, правильное питание – это залог гарантированного счастливого будущего. «Ничто не сравнится с пробежкой в шесть утра! – утверждает она. – Попробуйте! Да ведь вы сделали это! У вас получилось! И это не так сложно, лишь вначале, когда звенит будильник, так хочется зашвырнуть его подальше. Но уже через несколько минут – какое блаженство! А главное – воздух и легкий туман, признайтесь, это просто сводит с ума!».
Анастасия Глухова из той же школы в своей конкурсной работе (3-е место) готова поспорить с теми, кто считает, что нынешняя молодежь стала совсем ленивой, огромное количество времени проводит с гаджетами, не выходит на улицу.
«Не надо говорить того, чего не видите, – заявляет школьница. – Стоит только взглянуть вокруг себя, и вы увидите спортивную молодежь, которая полна жизненной энергии! Пример тому – олимпийская сборная России. В ее составе столько молодых спортсменов, которые боролись за себя, за честь своей страны. Молодцы!».
Философичностью отмечено эссе Вероники Ан из южно-сахалинской гимназии № 1 им. А. Пушкина (3-е место). «Реальность сильно разнится с компьютерными играми, в которых герою дано несколько жизней, – замечает она. – Каждому человеку дана лишь одна попытка использовать этот «подарок судьбы» по назначению… Мы, люди, не защищены от совершения ошибок – это человеческая природа. Но ошибка не есть конец жизни и не всегда так ужасающе страшна. Подъем после падения невероятно тяжел, но возможен. Желание жить и радоваться жизни – вот что должно стать стимулом для огромного усилия».
Такой стимул нашла для себя Анна Ромахина (2-е место). Вот как она об этом рассказывает: «Все началось в раннем детстве, когда родители отвели меня в танцевальную студию. Тогда я начала упорно тренироваться. Были первые конкурсы, первые победы и первые разочарования. Со временем я поняла, что танцую ради радостного блеска в глазах окружающих. Танец – это мой характер, мое настроение, это – я… Вот уже девять лет занимаюсь любимым делом. И знаете, никогда не жалела и не буду жалеть об этом, потому что я стала самостоятельной, целеустремленной, а главное, доказала себе, что не бывает в жизни ничего невозможного!..».
Учащаяся южно-сахалинской средней школы № 8 Екатерина Шульженко в своей конкурсной работе (2-е место) расставила такие акценты. «Когда говорят о здоровом образе жизни, то становится понятным, что речь идет об отказе от пагубных привычек. Но почему многие забывают, что, наряду с физическим, очень важную роль в развитии человека играет духовное здоровье? Что означает это понятие? Стремление узнавать что-то новое, способность видеть красоту вокруг себя, делиться ею с окружающими… Человек, духовно здоровый, никогда не станет причинять вред своей физической плоти… Для меня важнейшим источником духовного здоровья стала живопись».
Жюри присудило 2-е место юному журналисту из Дворца детского и юношеского творчества областного центра Тимофею Тену. Эссе он написал в стихотворном ключе, начав его так: «На алкоголиков заядлых //Cмотрите с укоризной.// Девиз продвинутых сейчас:// «Здоровый Образ Жизни».
А победителем конкурса стала  учащаяся южно-сахалинской средней школы
№ 3 им. Героя России С. Ромашина, юнкор Дворца детского и юношеского творчества Алина Заикина.
Ее творческую работу мы  приводим полностью.
Я – взрослая. Мне можно
Я помню свой пятый Новый год. Елка, нарядные взрослые, салюты и ожидание чуда. Все мы: папа, бабушка, дедушка, несколько друзей семьи – сидели за большим столом, ломящимся от закусок. Я деловито соскребаю с тарелки остатки вкусного салата и собираюсь попросить у бабушки добавки. Но тут папа достает из-под стола зеленую бутылку с яркой этикеткой, разливает по бокалам. Мама просит совсем чуть-чуть, на донышко, папа не пьет совсем – говорит, что ему за руль. Игристый напиток разливается по бокалам, пенясь и шипя. Я завороженно наблюдала за этим таинством, и рука потянулась к стройному бокалу…
 – Алин, сейчас по рукам получишь, – говорит мама, сменив праздничную улыбку на повседневную строгость. Я обиженно хмурю лоб и заявляю всем присутствующим:
 – Я тоже хочу!
 Взрослые смеются, я смелею и хватаю бокал.
– Да дай ты ей, Лен, – говорит дедушкин друг. – Пусть ребенок глотнет в честь праздника.
– Ну, чего ты и вправду! Это же невкусно, она попробует раз и больше не попросит.
– Лен, не хмурься! Давай, Алинка, до дна!
 – Сереж, она – ребенок!
Я смеюсь и смотрю на маму. О, этот ее взгляд, словно я только что продала Родину за киндер-сюрприз! Глупые улыбки сползают с лиц родственников и друзей. Мои глаза блестят от слез обиды, нижняя губа оттопыривается, но бокал отставляю. Кто-то из участников застолья нерешительно берет его и произносит что-то вроде «За здоровье!». Я встаю со стула и, скрестив руки на груди, убегаю в комнату. Почему взрослым все можно, а мне нет?! Вот мой первый алкогольный опыт.
Разумеется, сила маминого гипнотического взгляда не могла уберечь меня от влияния друзей. Когда при мне в шестом классе потихоньку, за гаражом, открывали банку джин-тоника, мое воспитание куда-то улетучилось. Я прекрасно помнила, что обычно в таких случаях говорят взрослые: «Твердо откажись и уходи». Или мои сверстники: «Почувствуй себя лохом, пропусти самое интересное». Оба варианта звучали для меня тогда одинаково. Вы что, серьезно? Уйти, когда уже все ребята глотнули из заветной банки и протягивают тебе, давая понять, что ты такая же, как и они теперь – взрослая и крутая… Как же, как же…
– Пей давай, потом моя очередь!
 Глотаю я из этой холодной банки, чувствую вкус жести и… алкоголя. Причем последнего совсем чуть-чуть, ведь остальное льется мимо рта на пуховик. Но я уже пьяная, как взрослая… Водка выветрилась с пуховика, мама ничего не заметила. Вот мой второй алкогольный опыт.
А в десятом классе пить начали все. Почему-то все начали звать друг друга  на «хаты». Я интересуюсь, что же там такого интересного и зачем скидываться по пятьсот рублей?
– Да ладно, Алин, приходи без денег.
 – Может, у родителей что-нибудь из шкафа возьмешь? Есть же у них выпивка?
– Так вы пьете там?..
Не удостаиваю «хату» своим вниманием, но идут две подруги. На следующий день они с болью похмелья в глазах и жалостью ко мне, зануде несчастной, рассказывают о своих пьяных приключениях: как кто-то чуть не вывалился из окна (ведь это так весело!), как они нарвались на «стрелку», как полили герань коньяком и заперли собаку на весь день в туалете. И еще… и еще… и еще… Взросло? По-моему, глупо! Оглядываешься теперь, спустя полгода, на свой класс: чистых и невинных по пальцам можно пересчитать. Все находят себе новых друзей, новых парней. Одна я, скучная и трезвая, как «лохушка». Как ребенок…
Я – ребенок. Мне нельзя.