Проблемы железной дороги

На минувшей неделе в областной Думе впервые прошел День Дальневосточной железной дороги. По такому случаю в Южно-Сахалинск прибыла большая команда управленцев во главе с первым заместителем начальника дороги А. Гладилиным. Цель – определить перспективные точки взаимодействия островной магистрали с органами региональной власти в вопросах увеличения грузовой базы, реализации инвестиционных проектов, социальной поддержки перевозки пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.
С 1 октября 2010 года Сахалинская железная дорога перешла в состав Дальневосточной, что, по мнению управленцев, дало возможность исключить лишние структуры, сделало инвестиционную деятельность более целенаправленной, а эксплуатационную – динамичной.
Как отметил Гладилин, железная дорога является социально и экономически значимым предприятием, стабильно обеспечивающим доходную часть регионального бюджета. Так, в 2013 году в казну уплачено 628 млн. рублей налогов, за 9 месяцев текущего – 498,5 млн. рублей.
Железнодорожным транспортом в области осуществляется, по данным управления ДВЖД, около 16 проц. объемов грузовых перевозок. Прежде всего это уголь, его за 9 месяцев 2014 года в адрес энергосистемы области поставлено 193 тыс. тонн. В дальнейшем железнодорожники ожидают увеличения перевозок за счет вывоза сырья на внешние рынки через южные порты (Корсаков, Холмск) посредством организации железнодорожного сообщения Ильинск – Углегорск.
Надежды связаны и со строительством в области новых крупных объектов, в частности Сахалинской ГРЭС-2, базирующейся на использовании высококачественного угля с угольных разрезов. Реализация данного проекта потребует от железнодорожников осуществлять доставку стройматериалов и оборудования к месту строительства, а после ввода ГРЭС – и доставку угля.
Что касается перевозки пассажиров, то основной удельный вес на этом направлении (96 проц.) приходится все-таки на автомобильный транспорт. На островной железной магистрали поставкой пассажирских услуг занимается созданное три года назад ОАО «Пассажирская компания «Сахалин». Необходимо отметить, что региональные власти полностью компенсируют выпадающие доходы компании. Так, в 2013 году получено субсидий на сумму 81 млн. рублей, за первое полугодие текущего года – 52 млн. рублей. В свою очередь, компанией от всех видов деятельности перечислено в региональный бюджет в 2013 году 89 млн. рублей налогов и 56 млн. рублей по итогам работы за первое полугодие 2014 года.
Основные проблемы организации пригородных железнодорожных перевозок были озвучены генеральным  директором пассажирской компании Е. Ермаковым. Это, в частности, отсутствие источников инвестиций для обновления подвижного состава, отсутствие долгосрочных решений по тарифной политике, государственной поддержке и 10-летнего государственного транспортного заказа на пассажирские перевозки, а также неравные, по его мнению, условия для развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по сравнению с автомобильным и воздушным.
Привлечь дополнительного пассажира пригородного маршрута можно за счет расширения маршрутной сети, роста маршрутной скорости, повышением сервиса, обновленным подвижным составом в количестве шести дизель-поездов общей стоимостью 1,1 млрд. рублей. По оценкам компании, востребованными для населения будут маршруты на направлениях Холмск – Невельск, Поронайск – Тымовск, Южно-Сахалинск – Корсаков. Люди смогут беспрепятственно даже в зимних условиях, когда автодорога Южно-Сахалинск – Корсаков, например, перекрыта, добираться до места работы, учебы, лечения и так далее.
Железнодорожники стараются учитывать пожелания населения. Так, в 2014 году на пригородном дачном маршруте Южно-Сахалинск – Новодеревенское введен остановочный пункт Дальнее. До этого района новостройки 6 минут хода, стоимость билета 10 рублей (льготный – 5 рублей). Но маршрут действует только до 15 ноября, продлять или нет этот срок, зависит и от позиции правительства области.
Прозвучало и  конкретное предложение: создать единого перевозчика наземным транспортом на территории острова. Сегодня программные средства, используемые в России, позволяют реализовать не только организацию пунктов продажи билетов на различные виды транспорта, но и создать в области систему единых билетов (карт оплаты) для городского и пригородного транспорта по примеру крупных российских агломераций. Железнодорожники полагают, что пора рассмотреть вопрос о создании транспортно-пересадочного узла на базе вокзала станции Южно-Сахалинск и развивать мультимодельные перевозки.
Впрочем, для депутатов
облдумы многие озвученные железнодорожниками проблемы не новы. Как отметил в своем выступлении заместитель председателя комитета по экономическому развитию облдумы А. Болотников, была создана специальная рабочая группа по изучению проблем по организации пассажирских перевозок. Проведено даже совместное с сотрудниками ОАО «Пассажирская компания «Сахалин» выездное заседание на одном из пригородных маршрутов. Заодно и с пассажирами пообщались… Внесен ряд предложений в адрес регионального правительства. Например, приобрести в областную собственность вагонный подвижной состав. А что, опыт государственно-частного партнерства есть, покупает же бюджет самолеты-вертолеты-теплоходы. Возможно, пора подумать и об удобстве тех, кто предпочитает пользоваться услугами железнодорожного транспорта.
Далее прозвучали вопросы депутатов. Один из них – почему из оборота исчезли грузовые контейнеры 3 – 5 тонн,  у выезжающих с островов сахалинцев они пользовались спросом. Мерки эти не европейские, пояснили большие железнодорожные начальники, к тому же такие контейнеры убыточны, оттого и принято столь непопулярное для населения решение. Неутешителен был и ответ на вопрос о строительстве новых паромов для переправы Ванино – Холмск. Пока ни одна судостроительная компания не проявила к этому интерес. А насильно мил не будешь, рынок, знаете ли…
Попробовали было депутаты заговорить и о снижении тарифов на перевозку грузов, мол, стоимость товаров в области высока. Железнодорожники удар отбили: транспортная составляющая в конечной цене продукта всего-то 15 проц.
Что касается строительства перехода с Сахалина на материк, то говорить (и только!) на эту тему мы еще будем долго. Судя по высказываниям представителей железной дороги и местных чиновников, придется считаться с приоритетами страны. «Крымский» мост, к примеру, ныне куда важнее. А нам бы паромную переправу усилить, синица в руках как-то надежнее…
Л. ПУСТОВАЛОВА.