Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» 9 декабря 2016 года исполняется 95 лет со дня его образования.

Сегодня работники ведомственной охраны являются достойными наследниками славных героических традиций военизированной охраны МПС и гордятся героическим прошлым предприятия и его работников.

История создания ведомственной (военизированной) охраны на железных дорогах началась 9 декабря 1921 года, когда ВЦИК и СТО молодой Советской республики приняли декрет, согласно которому охрана багажа, грузов и сооружений на железнодорожном транспорте возлагалась на вооруженную охрану НКПС.

С момента возникновения отечественных железных дорог работники ведомственной охраны днем и ночью, в любых погодных условиях, нередко с риском для жизни несут нелегкую службу по охране объектов и грузов, по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Создание ведомственной (военизированной) охраны на железнодорожной магистрали острова Сахалин началось после окончания второй мировой войны, когда части Советской Армии разгромили остатки японской Квантунской армии и вернули эту, оккупированную Японией, исконную русскую землю в состав Советского государства.

Островная магистраль создавалась в тяжелых условиях. Японцы, покидая остров, привели в негодность практически все строения, коммуникации, железнодорожные пути и подвижной состав.

Но, несмотря на все трудности, с 1 апреля 1946 года в системе министерства путей сообщения СССР начала функционировать Южно-Сахалинская железная дорога.

Тогда же и был создан отдел военизированной охраны Южно-Сахалинской железной дороги. Отдел военизированной охраны дороги формировался так же непросто, как и сама магистраль. В тех условиях при восстановлении железной дороги приходилось беречь каждый гвоздь, каждый костыль, каждый литр горючего. И осуществлять сохранность имущества созданной железной дороги приходилось работникам военизированной охраны.

Создавать службу охраны на островной магистрали довелось инженер-майору А. И. Королеву, который был назначен первым начальником отдела военизированной охраны Южно-Сахалинской железной дороги. В состав отдела входили три отряда, дислоцировавшихся на станциях Южно-Сахалинск, Холмск, Поронайск.

Для организации службы военизированной охраны был назначен на должность инструктора по службе инженер-лейтенант В. М. Супрун, для организации пожарной охраны – старший инструктор по пожарно-технической части инженер-лейтенант Н. Г. Болдырев, для организации материально-технического обеспечения – инструктор по снабжению инженер-лейтенант М. Ф. Устименко. Этих людей, прибывших из частей действующей армии или подразделений МПС, своим приказом назначил на должности заместитель наркома путей сообщения генерал-лейтенант А. А. Сологубов.

Личный состав военизированной охраны формировался из лиц, командированных с Восточно-Сибирской, Красноярской, Амурской, Дальневосточной железных дорог, а также из числа демобилизованных бойцов Красной Армии. Среди них были ветераны Великой Отечественной войны М. И. Забуга, впоследствии награжденный знаком «Отличник военизированной охраны», М. П. Гребенщиков, который за добросовестный труд был награжден орденом «Знак Почета», И. А. Никитин, награжденный знаком «Почетный железнодорожник», и многие другие.

На протяжении 70 лет подразделения ведомственной охраны островной магистрали с достоинством выполняют возложенные на них задачи по обеспечению сохранности искусственных сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, перевозимых грузов, по пожарной безопасности на Дальневосточной железной дороге в Сахалинском регионе.

Стоит отметить, что зачастую эти задачи приходится выполнять в очень сложных погодно-климатических условиях. Ведь Сахалин – это и сильные снегопады, и разрушительные тайфуны, бури и ураганы. Например, в 1981 году на остров обрушился тайфун «Филлис», который разрушил множество мостов, железнодорожных путей и линий электропередачи. Однако работники ведомственной охраны сумели быстро наладить качественное несение службы по охране вверенных им объектов.

Особое место в ведомственной охране занимают ветераны, участники Великой Отечественной войны и трудового фронта, отдавшие работе в ведомственной охране не один десяток лет. Так, ныне здравствующий М. П. Гребенщиков стоял у истоков образования военизированной охраны на Сахалине. Попав на остров с материка, он проработал в военизированной охране более 40 лет. Более 30 лет отработали в охране ветераны труда Н. Т. Золотун, С. А. Широкова, Н. И. Бузунова, В. С. Михалев, Л. В. Михалева, Т. А. Великая.

Сегодня ведомственная охрана железнодорожного транспорта России – это крупное предприятие со своими традициями и историей, где работает более шестидесяти тысяч человек.

На Сахалине частью этого предприятия является Сахалинский отряд ведомственной охраны – структурное подразделение филиала ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной железной дороге.

Необходимо отметить и то, что сегодня по качественной работе ведомственной охраны островной железной дороги иностранные наблюдатели и компании оценивают политическое и экономическое лицо России. В рамках международных нефтегазовых проектов на остров идут дорогостоящие грузы. И, надо сказать, благодаря грамотным действиям ведомственной охраны дороги грузы приходят до места назначения в целости и сохранности. Охраняя перевозимые грузы от хищений и пожаров, предотвращая крушение поездов, борясь с нарушителями пропускного режима, работники ведомственной охраны островной железной дороги вносят немалый вклад в стабильную работу магистрали.

Чествуя коллектив Сахалинского отряда ведомственной охраны в связи с важной профессиональной вехой, стоит пожелать, чтобы славные боевые и трудовые традиции, которыми богата история ведомственной охраны на железнодорожном транспорте, соблюдались и приумножались новым поколением специалистов, стрелков и пожарных.

А. КОЙНОВ.